Есть фильмы, после просмотра которых на какое-то время впадаешь в состояние, похожее на оцепенение – сидишь, смотришь в одну точку и, кажется, даже думать не можешь. Просто пытаешься усвоить все то, что сейчас видели глаза. А в некоторых случаях, как сегодня, еще и усвоить то, что только что, кажется, чувствовалось буквально кожей.
«Форма воды» (2017)
В основе истории не самая мудреная идея, которую мы к тому же и читали, и видели еще в нашем советском детстве. «Человека-амфибию» Беляева все читали? Фильм с Михаилом Казаковым все смотрели? То-то же. У дель Торо суть та же, но… как это подано, в какие краски облачено и (что меня просто покорило окончательно!) в какие музыкальные тона раскрашено – уже другая история.
Первое, чем меня потряс и покорил фильм – своей красотой. Эстетикой. Здесь, словно на аптекарских весах, все точно взвешено и вымерено. Несмотря на то, что в ленте достаточно много волнительных или напряженных моментов, режиссер не держит зрителя в тисках этого напряжения – дель Торо мастерски вплетает сюда и юмор, и иронию.
Да, некоторые герои гротескны. Как (намеренно или нет – остается тайной создателя) преувеличены их действия и выспрены речи. Но! В предлагаемых обстоятельствах это не создает диссонанса.
Тема сама по себе фантастичная. Потому и смотрятся все (все!) персонажи очень органично. Нет ничего и никого, кто не был бы оправдан. Словом, не придраться.
Атмосфера, общее состояние картины – снова «в кассу». Напомню, что действие происходит в 60-е годы прошлого века. У большинства из нас это время ассоциируется с весьма приглушенными тонами и цветами, каллиграфическими надписями на афишах и, конечно, превосходной музыкой. И – да! – режиссер дает нам все это. И не просто вот так сваливает в кучу, а, опять же, выверяет и вымеряет дозировки – где и какую музыку дать, в какой цвет одеть героев и каким шрифтом сделать надписи…
Но это, конечно, все частности. Исключительно мои, полу-эстетствующие, ремарки.
Но музыка все таки потрясающая. Уверена, дель Торо знал, кого брать в композиторы – Александр Деспла писал музыку к «Джули и Джулии», а там тоже ретро-тема заторонута. И музыка там – это нечто невероятное!
Но о самой ленте.
Пока смотрела, не раз вспоминала и «Амфибию» советскую, и даже «Красавицу и Чудовище» Диснея. Но ни Ихтиандром, и Красавицей, ни тем более Чудовищем здесь, как говорится, и не пахло. Кто бы и что бы ни говорил.
Гильермо дель Торо создал свой мир, своего героя – это не просто полу-рыба, он еще больше человек, чем многие иные персонажи ленты (хотя тот же Ихтиандр в исполнении молодого Коренева в некоторых моментах едва ли не глубже по внутренней своей наполненности и сути). Но Амфибия в «Форме воды» - он, действительно, как скажет в финале персонаж Майкла Шэннона, «правда что ли бог».
Эта лента – не просто сказка для взрослых (ага, некоторые моменты все таки 18+, но, опять же, не вызывают ни осуждения, ни отвращения). Режиссер создал очередной волшебный мир (по созданию волшебства дель Торо мало равных – вспомните хотя бы «Багровый пик», где он выступил режиссером, или все фильмы про хоббита, где он сценарист). «Форма воды» – это красивый, гармоничный и удивительный, наполненный тайнами и неожиданными поворотами мир.
К слову, говорят, роли писались специально под каждого актера. Но временами мне все таки казалось, что не все помещаются в заданные рамки своего персонажа. Так, тому же Шэннону явно просилось «вылиться» за границы его героя. Впрочем, как и Салли Хокинс (Элайза), и Октавии Спенсер (Зельда).
Но! Тем не менее, их образы от этого не пострадали. Напротив, они получились очень яркими, настоящими, живыми. Или, как иногда еще говорят, выпуклыми. Они убедительны. Более чем. Пусть даже в чем-то и гротескны.
В самом начале я сказала, что фильм красивый. Вы спросите: в чем же его красота? В гротеске? Или это снова моя очарованность 60-ми говорит?
Его красота – в гармонии. В том, что мало сейчас можно увидеть не то что в жизни, но и в кино. Именно гармонии: когда нет явного перекоса в сторону love story или фантастики, когда актеры работают на одном уровне, никто не «перетягивает одеяло». И если все это сдобрить потрясающей музыкой Александра Деспла, то на выходе получим… поэму.
А стихи, сами знаете, - это и гармония, и музыка, и самое настоящее искусство. Которого мало.
#форма воды #фильм #кино #любовь #история любви #отношения