Викинги, как и вообще все скандинавы, были народом общительным, мастаками попировать с друзьями или гостями за хорошей беседой. Широко им гулялось по любым поводам: в дни жертвоприношений богам; в начале зимы, по окончании жатвы; по возвращению из набегов. Особые пирушки закатывались самыми короткими днями года, в знак радости возврата солнца. Гульбанили на исходе зимы, чтобы отметить приближение лета и неизбежные новые походы-победы, как будут спущены на воду драккары.
Подходили к организации серьезно, пировали поочередно друг у друга; часто складывались на еду и напитки. Самые пышные пиры давались во время традиционных зимних королевских объездов. Особыми ритуалами гостеприимства обставлялись поминки (наследный пир) и свадьбы. На эти события принимающая сторона обязана была пригласить всех свободных людей округи. И куда смогут доплыть гонцы, чтобы оповестить родню седьмой воды на киселе - за сотни морских миль.
Знай свой шесток. Наиглавнейшая часть любого пиршества — порядок рассадки. На самом высоком месте южной лавки сидел сам хозяин; напротив — самый знатный гость. Приглашенные размещались статусно, исходя из значимости или достоинства: чем ближе к хозяину, тем почетнее. На южной лавке сидеть было куда значительнее, нежели напротив.
Были отдельные комнаты, вместо дверей (на западе) там находилась «женская» длинная лавка. Рассадка примерно та же: самая знатная скандинавка восседала посередине; прочие — по сторонам и согласно статусу, которым обладали мужья. Порядок соблюдался настолько строго и дотошно, что из-за «бабьих неувязок» частенько вспыхивали конфликты. Были случаи, когда дело доходило до смертельной вражды между мужьями сварливых гордячек. Вот так… Неуважение к собственным женщинам расценивалось викингами — как смертельная обида, урон чести…
«Официанты» тоже были неотъемлемой частью пиршественного пейзажа. Принимать и угощать заходящих нужно было как можно радушнее. Иначе рисковали прослыть заносчивыми снобами, слишком любили посплетничать на такие темы скандинавы. Это поручалось специально отобранным людям. Гостей встречали с водой-полотенцем, те обязаны были тщательно мыть перед пирушкой руки, бормоча хвалебные слова радушию встречающих.
За чистотой пальцев следили во время еды (вилок не было, как бы), по малейшему намеку - из-за спины гостя вырастал «официант» с посудой для омовений. Кубки и рога (обычно) наполняли и подносили женщины. Было хорошим тоном громогласно их хвалить, сравнивая с валькириями, которые угощают воинов в Вальхалле.
Обычаев пить было много: «Айнменнинг» — единоличное опустошение собственного кубка. «Твименьяг» — распитие кубка вдвоем (с мужчиной или женщиной). Была и огромная чаша (или тазик из драгмета), когда посуда обходила всё общество кругами. Особым весельем встречался Witishorn, (штрафничок) — так называемый «карательный кубок». Он досуха осушался нарушителем законов пирующего общества.
Без хорошей попойки праздники не обходились. Рекой лилось на свадьбах, поминках. Мероприятия, кстати, на языке древних скандинавов назывались недвусмысленно: «пить поминки/свадьбу». Особым шиком было мастерство оставаться долгое время трезвым, самые стойкие возводились к родоначальникам "алко-стойкости" из старинных саг. Видимо, к легендарным пьянчугам фракийского и древнегерманского эпоса. Популярным под занавес пирушки было состязание - «кто кого перепьёт».
Но всякое буйство в состоянии крайнего опьянения осуждалось. Особенно, если приводило к кровавым ссорам. Подтверждение тому — богатейший антиалкогольный эпос:
Но ты с отягченными хмелем друзьями
Не ссорься: у многих отважных бойцов
Весь ум отнимало разгулье пиров.
Шум да пьянство многим принесло душевное горе,
Иным причинило смерть, других ввело в беду...
Часто в ходу (в сагах, и успешно дожило до наших дней) была древняя исландская поговорка: «Если входит пиво, выходит рассудок».
Масштабное веселье было особо обожаемо. В просторных «домах» иногда собиралось до тысячи гостей. Спустя 14 дней по смерти отца, Олаф Павлин позвал «пить наследственное пиво» 900 человек. На поминках, устроенных сыновьями Хьяльти — собралось 1200 приглашенных. В Исландию, чтобы построить столь монструозные пиршественные залы, — строевой лес возили аж из Норвегии.
Такие пиры могли длиться от нескольких дней — до пары недель. Особым обычаем было дарить, на расставание, гостям ценные вещи. С обязательным извинением за беспокойство: мол, спасибочки... нашли время, бросили свои неотложные пиратские дела, оценили скромное радушие хозяев и т.д...
Щедрость викингов во время праздников удивляла и вгоняла в ступор их прижимистых современников из западных гейроп. Все поражались, насколько охотно и легко те разделяли с друзьями богатство и добычу морских набегов. Великодушие в чувствах и поступках процветало, внимательно бралось на заметку скальдами, обсуждалось во всех далеких землях.
Развлечения на пирах были разнообразны. Изысканы, с высокими планками мастерства исполнителей. Те или иные «мьюзик-группы» описывались сагами подробно, в мельчайших деталях. Особым вниманием пользовалось женское пение в исполнении незамужних девиц.
Несомненно, были плясы под музыку. Но, по странному стечению обстоятельств — мало чего дошло до наших дней. Особенно горюют этнографы по детализации легендарного «Вики-ваки» (Wiscbiwascbi). Когда женщины, попарно с мужчинами, разделялись на группы и каждый (выждав ритуальную паузу) запевал свою песню. Припев подхватывали хором все пляшущие. Так продолжалось до тех пор, пока все "ансамбли" не выдадут личный репертуар. Под особые песни также «вертелись в Хринброте» (танец "ломание кольца"). Это причудливые, сложные хороводы, когда следом за «ведущим» — пары викингов с женами и девушками проскакивали под поднятыми руками других участников. «Тоннели» были длинны, вероятно — формировали какие-то сакральные знаки, радуя с высоты взгляды богов…
Из глубокой древности ведет начало и пляска с мечами. Подробности оставил Олаус Магнус, утверждавший: несмотря на тотальное христианство и гонения — этот танец был знаком людям в глухих «марках» XVI столетия. Танец сложный, сначала мечи держали в ножнах, потом ими имитировали битву, составляя клинками разнообразные фигуры: четырех- и шестиугольную «розы» и т.д. Темп музыки постоянно нарастал, мечи все чаще скрещивались, искрили, закачивалось действо общим прыжком (с криком «асса», ага).
Обеты. Самое почитаемое развлечение было в среде скандинавов - слушать рассказы скальдов. Про богатырские подвиги да славные дела, петь хором долгие песни о замечательных событиях и великих людях. Предварялось это тоже эпическим «разогревом». На больших народных пирах приносили торжественные обеты. Обещания смелых предприятий, которые давал каждый из гостей, принимая ритуальный кубок.
В этот момент нужно было показать особое достоинство: каждый викинг (соразмерно силе духа) назначал себе любимому какой-нибудь подвиг. Не исполнить его… ну, тут по разному бывало. Чаще позор падал на вруна и хвастуна. Случаи со смертельным исходом в таких «квестах» были частыми, герои поминались особым ритуалом через год или по истечении срока обета. Самые безбашенные «покойники» прямиком отправлялись в саги…
Мужские переговоры — так называлась еще одна традиция, когда викинги (даже конунги и короли) на пирушках сравнивали себя с кем-то. И начинали долго и вдумчиво спорить, чьи заслуги да дела лучше, достойнее, эпичнее. Этим во многом объясняется сходная тактика набегов викингов, одни и те же приемы ведения кампаний — отточенные, выверенные, всё более изобретательные год от года, с учетом совершенных другими хирдами ошибок, правильными оценками преимуществ. Полезный «отдел планирования» скандинавского разрозненного «Генштаба». На неосознанном уровне, через похвальбы и высокие речи в "мужских переговорах"....
Читайте по теме: