Мне везет, жизнь дарит удивительные встречи. С детства интересуюсь фотографией, снимать сам начал уже в 9 лет. Руководителем нашего фотокружка оказался тогда совсем молодой Богданов Леонид Борисович (самобытный мастер ленинградского фотоандеграунда 70-х). Он многое дал в понимании фотографии. Всю жизнь мне интересна фотография. Ещё подростком я заметил, что мне нравятся многие работы одного мастера, почерк, манера были узнаваемы даже без подписи. Хотя авторское право в Союзе обеспечивалось в СССР лучше, чем сейчас, имена фотографов были практически неизвестны широкой публике. Найти информацию о конкретном человеке было еще труднее. Тем более о таком, как потом выяснилось, бунтаре. Скажем так, его работы можно было увидеть везде, а вот узнать о нем было очень трудно. Могу легко доказать что каждый читающий моего поколения знает эти фото:
Не думаю, что есть необходимость подписывать, кто именно на фото.
Ряд фотографий можно продолжить до бесконечности, если ко-то не убедился, что хорошо знает творчество мастера - наберите в поисковике "Фотограф Валерий Плотников портреты"
Следил я за творчеством Валерия, как преданный поклонник, более 25 лет, при этом его самого не знал. Просто постоянно встречал его работы. Как-то с детьми своими, в начале 2000 годов пришел на выставку фотооборудования в Манеж. На одном из стендов продавался альбом работ Валерия. Конечно я обратил внимание на книгу, а не на продавца. И тут же под впечатлением, прочел сыновьям короткую лекцию "О портретисте" летописце эпохи в лицах. После чего обратился к продавцу, и только тут узнал автора. Надо сказать, что мне стало неудобно. Я же только что при нем, рассказывал о его творчестве. Но Валерий очень тепло поздоровался, мы представились, он поблагодарил за отзыв и подписал альбом. Так мы познакомились. Прошло еще время и я увидел, как он работает в своей мастерской, послушал за чаем его рассказы о некоторых работах, о пройденном пути. Собрал все его альбомы - собрание работ, имеющее большое культурное значение. Его почерк не спутать. Не даром с 1970 года псевдоним Валерия - Петербургский. Его работы очень интеллигентны, глубоко просты. Многие, не понимающие или просто завидующие часто обвиняли его в том что, "легко снимать красивых и знаменитых". Но вот не хватает ума у них понять, почему эти красивые и знаменитые честью считали съемку у него? Наверное, у Смоктуновского и других были варианты фотосессий, а сколько молодых он снял до того, как они стали знаменитыми? У Валерия очень тонкое понимание актерского искусства и человека. Он имеет классическое художественное образование, закончил художественную школу, с одноклассниками по которой, Михаилом Шемякиным и Сергеем Соловьевым дружит и по сей день. Потом продолжил учебу в художественном вузе, но мечта снимать кино пересилила, отслужив срочную на северном флоте, он поступил на операторский факультет ВГИКА. Но после выпуска нашел себя, как фотограф. К счастью для отечественного фотоискусства, жанра фотопортрета, истории культуры.
Интересно наблюдать, как Валерий работает. Нет в нем суеты, снобизма. Он не прыгает перед "моделью", делая сотни снимков в надежде поймать удачу. Он знает, что и как будет снимать. Однако, всегда готов пойти на необычное решение, принять игру, даже откровенно похулиганить. Он не не снимает случайных людей, но тех кого знает и хочет снять может сфотографировать в самых необычных условиях. Сколько замечательных портретов, ставших классическими были сделаны просто с "наскока", "на коленке", что называется. Чего стоит только история создания портрета А.И. Райкина, сделанная перед спектаклем, за выделенные 10 минут в случайных условиях, с реквизитом, что был рядом. Если кто знает, как сам Аркадий Исакович относился к этим минутам, перед спектаклем и в антракте, то поймет уровень уважения и доверия актера, а так же ответственности мастера . Но не в минутах дело. Валерий видел и вынашивал этот портрет. Этот портрет - дни раздумий и 10 минут фантастической работы, концентрации, когда мастер точно знал,чего он хочет и что делает. И вот перед нами шедевр!
Фотография Барышникова, сделанная Валерием перед самым отъездом Михаила из СССР, который рассек его жизнь надвое.
Перед одной съемкой Валерий приехал за пару часов до съемки, чтобы вымыть стену (!) в нужном ему месте Ленинграда. Знали бы окружающие, что за мужик и для чего ранним утром моет стену дома! Это не приукрашение действительности. Его замысел подразумевал стену чистой. У него удивительное внимание к деталям и уважение к тому, кого он снимет, независимо от того, кто в объективе его аппарата.
Родители моей знакомой живут за границей. Я передал им в подарок альбомы Валерия. Они были в восторге. На просмотр собралась вся советская диаспора! Вспоминали актеров, фильмы, спектакли, свою жизнь. Знакомая сказала, что этот вечер, благодаря Валерию был у этих людей счастливым. К сожалению, герои его работ уходят, многие имеют его портреты разных лет - это особенно интересно. Я рекомендую его работы всем, кто интересуется фотографией, портретом, историей людей искусства СССР и России.
На своей странице в ВК я написал:
Сегодня, 20 октября, исполняется 77 лет фотографу Валерию Федоровичу Плотникову, благодаря которому мы имеем незабываемые, замечательные портреты наших лучших деятелей культуры четырех поколений. Его рассказы о съемках, своих впечатлениях от общения с этими людьми потрясающе интересны. Слушая его, понимаешь, в чем секрет притягательной, высокой простоты его снимков, от пафосных до ироничных, порой просто хулиганских. На его снимках живые люди, эпоха, течение времени. Поколения. Многие его снимки Высоцкого, Боярского, Райкина, Смоктуновского, Миронова и многих других, стали "народными" по ним мы помним этих людей, его глазами храним в памяти их образ, как водится, понятия не имея, кто автор этих работ. Портретами работы Валерия можно иллюстрировать историю театра и кино. У него есть чутье на таланты. Ведь очень многих из тех, кто доказал свой талант и значимость, попали в объектив Валерия еще совсем молодыми, начинающими. А потом фотографировались, уже как Звезды. Жду новых работ, продолжения серии альбомов. Долгих активных творческих лет, дорогой Валерий!
Использованы фотографии Валерия Плотникова.