Культура «ольмеков»
Культура «ольмеков» – одна из наиболее ранних культур Мезоамерики. Расположены они на территории современных мексиканских штатов Веракрус и Табаско, в их прибрежной части. Хронологические рамки «ольмекской» культуры – ок. 800 г. до н.э. – 100 г. н.э.
Характерными чертами стиля «ольмеков» являются:
1. Изображение особого типа человеческого существа (ягуара-ребенка).
2. Образ ягуара (в виде стилизованных масок).
3. Ритуальные центры с определенной ориентацией и планировкой.
4. Ритуальные приношения и посвятительные клады (тайники) в платформах зданий.
5. Зеркала из полированного камня.
6. Колоссальные каменные головы в шлемах.
7. Стелы и алтари.
Носители «ольмекской» культуры выращивали маис, фасоль, тыкву, кабачки. Они умели сооружать оросительные каналы, строить плотины и дамбы. Высокого уровня достигли отдельные виды ремесла: строительное дело, камнерезное искусство, гончарное производство, ткачество.
Наличие ритуальных центров с определенной планировкой свидетельствует о достаточно высоком уровне организации власти. Происходит усиление роли вождя, осуществлявшего в первую очередь военные функции.
Сапотеки (цивилизация Монте-Альбана)
Еще один центр древних цивилизаций Мезоамерики находился на территории современного мексиканского штата Оахака в одноименной с последним долине. Оахака лежит на стыке важнейших сухопутных и морских путей,связывающих Центральную Мексику с более южными районами. В древности через перешеек Теуантепек проходила чуть ли не единственная сухопутная дорога на
юг, которой пользовались, чтобы попасть в Гватемалу, Сальвадор и Гондурас.
Географическое положение Оахаки с давних пор способствовало проникновению туда сильных внешних влияний. Населявшие долину сапотеки к началу нашей эры оказались между двумя наиболее развитыми цивилизациями Мезоамерики: теотиуаканской - на северо-западе и майяской – на юго-востоке. На севере и северо-востоке сапотеки граничили с создателями «ольмекской» культуры. Несмотря на сильное влияние соседей сапотекам удалось создать свою самобытную культуру, которую отличает своеобразная архитектура, характерная система письменности и календаря, оригинальная керамика с резным орнаментом и особый тип погребальных сооружений.
Основу хозяйства сапотеков составляло высокопродуктивное маисовое земледелие, основанное на сложной ирригационной системе. В древности долина Оахака была покрыта густой сетью плотин и каналов.
В конце IX или начале X в. н.э. Монте-Альбан был захвачен миштеками, однако традиции сапотекской культуры сохранились вплоть до испанского завоевания.
Цивилизация майя (Древнее царство)
Территория, на которой сложилась цивилизация майя, занимала когда-то современные южномексиканские штаты Чиапас, Кампече и Юкатан, департамент Петен в Северной Гватемале, Белиз и часть Западного Сальвадора и Гондураса.
В конце I тысячелетия до н.э. в культуре равнинной части майя происходят качественные изменения: в городах появляются дворцовые комплексы, прежние святилища и легкие небольшие храмы превращаются в монументальные каменные сооружения, все важнейшие дворцовые и религиозные архитектурные комплексы выделяются из общей массы зданий и размещаются в центральной части города на особых возвышенных и укрепленных местах, складывается письменность и календарь, получает развитие
живопись и монументальная скульптура, появляются пышные захоронения правителей с человеческими жертвами внутри храмовых пирамид.
Формирование государственности и цивилизации в равнинной лесной зоне было ускорено значительным притоком население с юга из горных районов, где в результате извержения вулкана Илопанго большая часть земель была покрыта толстым слоем вулканического пепла и оказалась непригодной для жизни.
Экономической базой культуры майя служило подсечно-огневое маисовое земледелие. Природные условия (плодородие почв и обилие тепла и влаги) позволяли земледельцам майя собирать здесь в среднем не менее двух урожаев в год.
Успехи древнего земледелия майя были во многом связаны с созданием к началу I тысячелетия н.э. четкого и стройного агрокалендаря, строго регламентирующего сроки и очередность всех сельскохозяйственных работ.
Построенные майя каналы одновременно собирали и подводили в искусственные резервуары дождевую воду, служили важным источником животного протеина (рыба, водоплавающая птица, пресноводные съедобные моллюски), были удобными путями сообщения и доставки на лодках и плотах тяжелых грузов.
Центрами майяской цивилизации были многочисленные города. Крупнейшими из них были Тикаль, Паленке, Йашчилан, Наранхо, Пьедрас-Неграс, Копан, Киригуа и др.
Архитектура в центральной части любого крупного города майя I тыс. н.э. представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты. На их плоских вершинах стоят каменные здания: храмы, резиденции знати, дворцы.
Наряду с основной массой общинников-земледельцев существовала знать (прослойку ее составляли жрецы), выделялись ремесленники и торговцы-профессионалы. Наличие на сельских поселениях ряда
богатых погребений свидетельствует о неоднородности сельской общины.
Во главе иерархической социальной системы стоял обожествляемый правитель. Правители майя всегда подчеркивали свою связь с богами и исполняли, помимо своих основных (светских) функций, ряд религиозных. Они не только обладали властью при жизни, но и почитались народом даже после их смерти. В своей деятельности правители опирались на светскую и духовную знать. Из первой формировался управленческий аппарат. Несмотря на то, что об организации управления у майя в классический период известно мало, наличие аппарата управления несомненно. На это указывает регулярная планировка майяских городов, разветвленная ирригационная система и необходимость строгой регламентация земледельческого труда. Последнее было задачей жрецов. Любое нарушение священного распорядка расценивалось как кощунство, и нарушитель мог угодить на жертвенный алтарь.
Подобно другим древним обществам у майя были рабы. Они использовались для различных домашних работ, трудились на огородах и плантациях знати, служили носильщиками на дорогах и гребцами на торговых лодках. Однако, вряд ли доля рабского труда была значительна.
После VI в. н.э. в майяских городах происходит консолидация системы власти, основанной на правилах наследования, т.е. устанавливается династический режим. Но во многих отношениях классические города – государства майя оставались «вождествами» или «чифдомами».
Между государствами майя велись войны. В большинстве случаев территория разгромленного города не включалась в государственные границы победителя. Завершением битвы служило пленение одного правителя другим, обычно с последующим принесением в жертву захваченного лидера. Целью внешней политики майяских правителей была власть и контроль над соседями, особенно контроль над землями, пригодными для возделывания, и над населением, чтобы обрабатывать эти земли и строить города.
Причина гибели классической цивилизации майя до сих пор остается загадкой. Некоторые факты указывают на то, что нашествие воинственных групп «пипиль» явилось не причиной, а результатом упадка майяских городов в самом конце I тысячелетия н.э. Не исключено, что известную роль здесь сыграли внутренние социальные потрясения или какой-то серьезный хозяйственно-экономический кризис.
Сооружение и поддержание в порядке разветвленной системы оросительных каналов и «приподнятых полей» требовали колоссальных усилий общества. Резко сократившееся в результате войн население было уже не в состоянии содержать ее в трудных условиях тропических джунглей. И она погибла, а вместе с ней погибла и майяская классическая цивилизация.
Финал классической цивилизация майя имеет много общего с гибелью Хараппской культуры в Древней Индии. И хотя их разделяет довольно внушительный отрезок времени, типологически они очень близки.