(Исаия 31)
Глава 31 в краткой форме повторяет структуру главы 30. Неверным возвещается горе, за чем следует призыв к упованию и покаянию.
«ГОРЕ ТЕМ, КОТОРЫЕ К ГОСПОДУ НЕ ПРИБЕГАЮТ!» (31:1–3)
«Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают! Но премудр Он; и наведёт бедствие, и не отменит слов Своих, восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И египтяне — люди, а не Бог; и кони их — плоть, а не дух. И прострёт руку Свою Господь, и споткнётся защитник, и упадёт защищаемый, и все вместе погибнут» (31:1-3).
Полезно ознакомиться с комментарием к ст. 1 Дж. Алека Мотьера: «Идут — это [в древнееврейском] причастие, обозначающее существующее положение дел; надеются — это глагол в прошедшем несовершенном времени, обозначающий типичное поведение; а слова полагаются, взирают и прибегают — это глаголы в совершенном времени, указывающие на твёрдую позицию. Таким образом, действие раскрывает сущность и выражает решимость». Советники царя полагались на помощь Египта, а не на помощь Господа. Это приведёт к катастрофе.
Ошибочная вера Израиля «наведёт бедствие» (ст. 2; см. 30:1–3). Божий суд неизбежен; Он «не отменит слов Своих». Он непременно накажет «нечестивых» и «делающих беззаконие» (ст. 2). Полагаться на египтян было глупо в сравнении с помощью, получаемой благодаря упованию на Господа (ст. 3). Они были всего лишь людьми, и их кони были всего лишь плотью. Бог — полновластный правитель духа всех людей. Решение, принятое вождями Иудеи, могло принести народу одни лишь бедствия.
«ГОСПОДЬ ЗАЩИТИТ ВАС» (31:4, 5)
«Ибо так сказал мне Господь: "Как лев, как скимен, ревущий над своей добычей, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнётся и множеству их не уступит, так Господь Саваоф сойдёт сразиться за гору Сион и за холм его. Как птицы — птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасёт"» (31:4, 5).
Единственным средством избавления для Иерусалима и горы Сион было упование народа на Господа. Исаия использовал два сравнения, «лев (скимен)» (ст. 4) и «птицы» (ст. 5), чтобы изобразить, как Господь защищает Свой народ. Как лев не оставит своей добычи, даже на глазах у пастухов, и как птица накрывает своим телом гнездо, чтобы защитить яйца, так и Господь Саваоф защитит Иерусалим от ассирийцев.
«ОБРАТИТЕСЬ К ГОСПОДУ» (31:6–9)
«Обратитесь к Тому, от Которого вы столь отпали, сыны Израилевы! В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. "И Ассур падёт не от человеческого меча, и не человеческий меч пожрёт его — он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени", — говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме» (31:6-9).
Фраза «обратитесь к Тому» (ст. 6) была призывом к непокорным людям покаяться. Они «столь отпали». Слово «отпали» (сарах) «даёт картину абсолютной непокорности Израиля Богу» (Харрис и др.; см. Ис. 1:23; Иер. 6:28).
«В тот день» (ст. 7), в день, когда Бог будет действовать во благо Иерусалима, идолопоклонство прекратится. Идолы будут «отброшены» как ненужные вещи.
Окончательно решит судьбу Ассирии божественное вмешательство, а не сила людей. Учёные полагают, что в стихе 8 говорится о вторжении Сеннахирима в 701 г. до н.э., так как его воины были поражены ангелом Господним. Бог сказал, что «мимо крепости своей» ассирийцы «пробегут от страха» (ст. 9). Слово «крепость», вероятно, подразумевает всё, на что полагались ассирийцы: царя, сильную армию, идолов и богатство. «Огонь» и «горнило» Господне подразумевают Его приход для совершения суда. Ранее Исаия уже возвещал гибель Ассирии (Ис. 10:12–19, 24–27; 14:24–27; 29:6; 30:27–33).
ПОЛАГАЮТСЯ НА КОЛЕСНИЦЫ
Бог снова упрекнул Иудею за заключение союза с Египтом в надежде нанести Ассирии поражение (ст. 1). Не на союз с Египтом надо было полагаться, а уповать на Господа. Всегда печален тот день, когда Божий народ обращается к людям, чтобы те сделали для него то, что лишь Бог может сделать.
Мы когда-либо были виновны в том, что просили плоть сделать для нас то, что обещал сделать Бог? Как можно охарактеризовать подобное действие?
Это измена. Обратившись к Египту, Иудея отвергла Божье обещание защищать, направлять Свой народ и обеспечивать его всем необходимым. Иудеи заключили завет с Богом, по которому обязались служить Богу, а Бог обязался быть их Вождём и Попечителем. Соглашение, заключённое Иудеей с Египтом, было изменой Богу.
Когда мы утверждаем, что можно управлять с помощью денег и физических способностей, разве мы не совершаем такую же ошибку? Иисус обещал нам, что когда мы будем прежде искать царства, Бог обеспечит нас всем необходимым для жизни.
Это поступок, порождённый безрассудством. Иудея обращалась за помощью к людям — слабым, несостоятельным людям. Она променяла большее на меньшее; она предпочла путь слабости пути божественной силы. Разве можно было поверить в то, что Египет сильнее Бога? А мы? Разве мы не думаем, что деньги, власть и престиж сильнее Бога?
Это ненужный поступок. У нас есть небесный Отец, который очень хочет заботиться о Своих детях. Он никогда не медлит направлять нас и защищать нас, когда мы стремимся исполнять Его волю. Мы не сироты, которым нужно искать помощи и поддержки. Как Божьим детям, нам дано всё, в чём мы нуждаемся.
Это поступок, о каких всегда потом сожалеют. Тем, кто обращается к человеческой силе, не сопутствует успех. Мы учимся на своих ошибках, но мы не находим в них радости. Оглядываясь на содеянную глупость, мы говорим себе: «Зачем я это сделал? О чём я думал?» Нам хочется быстрее перейти от причинённых самим себе несчастий к высотам победы.
Да, обращение к Египту было предательским, глупым и бесполезным поступком. Наш милостивый Бог очень хочет дать нам то, в чём мы нуждаемся. Он будет помогать нам делать то, что Ему угодно, и до тех пор, пока Ему будет угодно, чтобы мы это делали. Разве мы не должны доверять Ему? Давайте всегда уповать на Него и давать Ему возможность делать для нас то, что только Он один сможет сделать!