Этот текст мизерная часть моей будущей книги “Токарное искусство”, адаптированная к широким массам. Сейчас я нарабатываю материал и думаю в конце 2021 года книга увидит свет. В конце 2020 я планирую выпустить книгу “Бизнес в столярке”. А в октябре текущего года у меня вышла в свет книга “Современная столярная мастерская” у неё есть своя страница в сети, и Вы легко можете с ней познакомиться. Книга “Современная столярная мастерская”
Сегментное точение.
Все изделия изготовлены и отсняты автором.
В токарном деле мастера имеют дело обычно с двумя типами заготовок: - первый тип - непосредственно кусок дерева, сырой или высушенный, не принципиально. А принципиально то, что мастер ограничивает свою фантазию формой исходной заготовки.
В случае сегментного точения мастер не ограничивает себя ничем, более того, он сам формирует форму заготовки под себя.
Используя сегментные наборы и немного фантазии, мы можем получить практическую любую заготовку для нашего будущего изделия.
Более того, сегментные изделия точатся намного проще, чем их собратья из цельной древесины. У них же нет выхода волокон наружу, мы всё время точим по волокнам, а это намного легче, чем перерезать волокно поперёк.
Начинаем процесс:
Давайте попробуем разделить на чертеже наше будущее изделие на горизонтальные срезы определённой высоты, в каждый из этих срезов вписана какая-то часть будущего изделия. Говоря по-простому, мы делим чертёж изделия на равные части горизонтальными линиями.
Теперь наше будущее изделие поделено на части, у каждой из которой, есть максимальный внешний диаметр и минимальный внутренний. Именно эти размеры и определяют размеры нашего будущего сегментного круга.
Высчитав эти размеры, мы начинаем нарезать сегменты и формируем наше будущее изделие как набор угловатых и страшненьких элементов. Очень часто изделие формируется не сразу, а постепенно с проточкой внутренней полости.
Большие вазы обычно собираются из двух и более половин, которые перед этим протачиваются отдельно.
Каждый сегментный круг может формироваться из различного количества сегментов, которые имеют разный угол схождения. Самый простой круг формируется из шести сегментов с углом запила в 30 градусов. Такой круг собирается быстро, но выглядит на мой взгляд не самым лучшим образом.
Намного выгоднее выглядит сегментный круг из 12 сегментов с углом запила в 15 градусов. И совсем уж хорошо выглядит круг из 24 сегментов, с углом запила в 7.5 градусов. Но, на самом деле, это чистая вкусовщина, как кому нравится.
Высший пилотаж - набор сегментного круга не из обычной древесины, а из сложного набора, образующего необходимый мастеру узор. Меандр на моей античной вазе выполнен именно таким образом.
Я делю сегментные круги на собранные из простых сегментов и круги, собранные из сложных сегментов. Техника сложного сегмента действительно сложна и дастся не каждому, но изделия, изготовленные по этой технике, позволяют здорово сэкономить время и ценную древесину.
Иногда между сегментами древесины мастера вставляют полоски шпона, дополнительно разделяя сегменты тонкими контрастными линиями.
Иногда такое разделение смотрится отлично, иногда отвратительно. То же самое касается и набора сегментных кругов из различных пород древесины. Некоторым удаётся удачно комбинировать между собой различные породы, некоторым нет.
В моей школе мы с учениками, в процессе учёбы, изготавливаем сложное сегментное изделие: лампу из сапеле, декорированную вставками клёна и зебрано.
Если Вам нравится токарное дело - милости просим на учёбу, Вы прикоснётесь к прекрасному и получите действительно нужные знания для дальнейшей самостоятельной работы.
Подробно про школу написано здесь, в статье: Моя столярная школа