Известный советский, российский режиссер и актер Никита Михалков стоял у истоков создания в отечественном кинематографе жанра «истерн». Его знаменитый фильм 1974 года «Свой среди чужих, чужой среди своих» органично соединил в себе отечественную революционную героику с американским и итальянским вестерном.
В соответствии с жанровыми установками в картине есть золото и ограбление поезда, погони и перестрелки, кони и пулеметы, широкополые шляпы и кожаные куртки, детективная интрига и романтика приключения.
Вместо бандитов и шерифов в советской картине чекисты и белогвардейские банды. Вместо американской долины Монументов и испанских пустынь, местом действия служат горные массивы Чечни и Ингушетии, а также живописный пригород азербайджанского Баку. В фильме наблюдательный зритель сможет найти прямые цитаты из американских вестернов, снятых известными режиссерами – Серджио Леоне и Джоном Фордом.
В ряду многочисленных приключенческих фильмов советского кинематографа, посвященных эпохе Гражданской войны, таких как «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Шестой», «Кто заплатит за удачу», фильм молодого Никиты Михалкова стоит особняком. Дебютная картина режиссера получилась изысканной и глубокой, став практически сразу классикой отечественного «истерна».
Съемки картины
Съемочной группе пришлось работать с перерывами 6 месяцев во второй половине 1973 года. Сначала были павильонные съемки на «Мосфильме», где снимали интерьеры губкома и казарм, а потом съемочной группе пришлось отправиться в подмосковное Марфино для съемок натуры и сцены проводов красноармейского эскадрона на фронт.
Большую часть сцен на природе, включая сплав по горной реке, снимали в пригороде Грозного. В кинематографическом мире существует легенда, что убедил Михалкова отправиться в Чечню знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, сказав, что именно в этой советской республике самая живописная натура, а горы и река находятся рядом.
Последний этап съемок проводили неподалеку от Баку. Именно здесь пересняли сцену ночного грабежа поезда и убийства экспедиторов ЧК. Переснимать пришлось из-за того, что первые дубли оказались снятыми на засвеченную пленку.
Стоит отметить, что несмотря на жесткий контроль советской цензуры, многие сцены в фильме придумывались по ходу съемок. Так, воспоминания детства есаула, которого сыграл сам Никита Михалков — чистая импровизация.
Актерский состав и киногруппа работали настолько слаженно и на подъеме, что практически все сцены снимали с первого или со второго дубля.
Актеры
Критики отмечали, что подбирая актеров на роль Михалков-режиссер всегда следовал строгому правилу: чем незначительнее персонаж, который может появиться в картине всего на несколько минут, тем колоритнее и сочнее должен быть его портрет. Именно поэтому уже в первом полнометражном фильме режиссера появилась такая авторская черта, как стремление максимально наполнить мир картины характерными персонажами со своими изюминками и особенностями.
Несмотря на то, что такой прием должен, казалось бы, тормозить действие остросюжетной ленты, зритель не теряет напряжение, а, наоборот, только подстегивает свой интерес яркими образами. Именно так произошло с эпизодической ролью Александра Калягина, сыгравшего Вонюкина.
Фильм стал дебютом для Юрия Богатырева и Александра Адабашьяна, сделал востребованными Александра Кайдановского и Александра Калягина, по-новому раскрыл грани таланта Анатолия Солоницына, Константина Райкина, Александра Пороховщикова и, наконец, самого Михалкова.
Костюмы
Даже в костюмах актеров режиссер подчеркивает схожесть своей картины с американскими вестернами, гармонично вписав в сюжет комиссарские кожанки и итальянские широкополые шляпы.
Фильм отличает особый подбор костюмов актеров, которые отличаются определенной стилистикой и пижонством. Художником по костюмам в группе Михалкова была Алина Будникова, которая специально утрировала стилизацию костюмов вестернов Голливуда. Здесь нет исторической точности, авторы фильма, не задумываясь, смешивают в костюмах разные исторические эпохи, гармонично объединяя революционную эпоху и гражданскую войну с американской стилистикой.
Наблюдательный зритель наверняка отметил, насколько стильно смотрится потертая кожаная куртка Богатырева с синими брюками, напоминающими джинсы, стильный свитер ручной вязки и красноармейская фуражка. Завершает такой образ американские сапоги на шнуровке. Костюм такого рода позволял раскрыть глубже внутренний мир персонажа, в котором за внешним мачизмом скрывался достаточно ранимый и чуткий человек.
Каскадерские трюки
Хотя на съемочной площадке у Михалкова постоянно присутствовали каскадеры, молодые артисты практически всегда сами выполняли сложные трюки, эпизоды со стрельбой, дракой и погони на лошадях. При просмотре ленты мало кто поверит, что Юрий Богатырев впервые в своей жизни сел на коня или сплавлялся по реке на плоту.
Легендой съемочной группы стал знаменитый прыжок Константина Райкина в бурную горную реку с высоты 12 метров. При этом скорость, с которой неслось течение, составляла 12 м/сек., а вода в горной речке была не выше +3 градусов.
Музыкальная составляющая
Музыка к этому кинофильму, написанная Эдуардом Артемьевым, стала одной из самых популярных музыкальных тем советского кинематографа. При этом композитор говорит, что для сочинения мелодии ему не пришлось вымучивать мелодию, она рождалась сама собой и как бы между делом.
Артемьев, который в последствие всегда работал в картинах Н.С. Михалкова, успешно дебютировал в картине, получив после выхода фильма на экран, репутацию талантливого мелодиста. Именно музыка Артемьев передает пронзительно романтическое и поэтическое настроение, объединяющее главных героев фильма, становится сама одним из главных персонажей картины.
Артемьев по настоянию Михалкова специально аранжировал некоторые музыкальные треки под музыку вестерна, передавая таким образом авантюрный, приключенческий и героический характер эпохи.
На этой дебютной картине Никиты Михалкова сложилась творческая группа из оператора, композитора, художника по костюмам и актерского состава, с которыми он впоследствии снял свои знаменитые киношедевры.
Читайте также статьи о кино по ссылкам:
«Человек с бульвара Капуцинов»: последний фильм Андрея Миронова
Советская классика, снятая на просторах Абхазии
Спасибо за внимание, друзья! Подписываетесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна – яркое найдётся для каждого.
#кино #советское #мосфильм #съемки #классика #михалков