Найти тему
История для всех

Хетское царство в древнехетский период Древнехеттское царство (около 1650—1500 гг. до н.э.).

Первые попытки объединения небольших политических образований Малой Азии в одно крупное государство относятся к первой половине XVIII в. до н. э. Правитель города Куссара принял царский титул и захватил Несу. Перенос резиденции в Несу при Анитте и строительство укреплений и храмов. Он захватил и Хаттусу и сьад первым правителем Древнехеттского царства (XVIII — XVI вв. до н. э.).

· Сильные пережитки родоплеменного строя.

· Хеттские цари осуществляли свою власть опираясь на народное ополчение, с требованиями которого они должны были считаться.

· Все лица, способные носить оружие, регулярно собирались царем на собрание, которое называлось панкус.

Знать хеттов принимала активное участие в управлении и в значительной степени руководила деятельностью народного собрания. Для решения важнейших дел знать собиралась на совет, носивший название «тулия». Среди этих вельмож особую роль играли члены царского рода: братья царя, его сыновья, все его родичи.

Объединительную политику основателей Хеттского царства Лабарна (или Табарна), правивший около 1680—1650 гг. до н. э. Он был удачливым завоевателем, овладел северными склонами Таврского хребта, а на севере, видимо, вышел к побережью Черного моря. Лабарна в нарушение традиции назначил наследником престола своего сына Хаттусили I (ок. 1650—1620 гг. до н. э.), котрый перенес столицу в Хаттусу; вторым по значению городом оставался Куссар.

Хаттусили I продолжал активную внешнюю политику и пытался завладеть крупным торговым центром Северной Сирии — Халпой, однако безуспешно. Вернулся в Куссар, где оставил завещание.

Назначение наследника престола вызвало ожесточенную борьбу в царском роде. Сначала царь назначил наследником племянника, затем сына, а после его смерти — своего внука.

При Мурсили I (ок. 1620—1590 гг. до н. э.) в Хеттском царстве усиливается централизация. Единственной столицей страны становится Хаттуса, а другие крупные города (даже Куссар) отступают на второй план. Мурсили I удается завладеть Халпой (Алеппо). Таким образом, основной торговый пункт на пути из Месопотамии к Финикийскому побережью стал хеттским. Затем Мурсили I двинулся на юго-восток к Вавилону и, воспользовавшись внутренними смутами, наступившими там при преемниках Хаммурапи, завоевал этот главный центр Передней Азии (1595 г. до н. э.).

Однако внешнеполитические успехи были омрачены напряженным внутренним положением в стране. Хеттская аристократия не желала укрепления царской власти на основе твердого порядка престолонаследия, пыталась вернуться к системе, дающей шансы многим претендентам. Мурсили был уби В течение нескольких десятилетий продолжался период междоусобиц. Пошатнулся и внешнеполитический авторитет Хеттского государства.

Конец этому смутному периоду положил царь Телепин (ок. 1520—1490 гг. до н. э.), при котором преимущественное право на наследование царской власти было закреплено указом за родным царским сыном.

В остальном, однако, права панкуса сохранились. Решающую роль играла тулия (верхушка панкуса), без разрешения которой царь не имел права казнить ни одного из ее членов. В случае виновности какого-либо из представителей тулии царь мог с ее согласия казнить его, но не имел права преследовать его семью и конфисковать имущество. Таким образом, власть царя в Хеттском государстве все еще была ограничена.

Социально-экономические отношения в Хатти.

Основным занятием населения хеттского общества были земледедие и скотоводство, отраженные во многих параграфах хеттских законов. Хетты занимались разведением овец, коз, свиней и крупного рогатого скота. Во II тысячелетии до н.э. в Малой Азии распространяется коневодство.

Наряду со скотоводством и земледелием в хеттском обществе было высоко развито ремесло: металлургия бронзы, изготовление орудии из неё, а также гончарное дело. Прекрасные образцы сельскохозяйственных и ремесленных орудий, оружия, высокохудожественной посуды благодаря археологическим раскопкам дошли до наших дней. Значительный уровень сельского хозяйства и ремесла обусловил развитие у хеттов торговли.

Формы землевладения и землепользования были разными. В Хеттском государстве существовали царские (дворцовые), храмовые и частные (общинные) земли.

Хеттские законы делят хеттское общество на свободных людей и на противопоставленных им несвободных («рабов»). С самого начала «свободными» назывались лица, освобожденные царем (дворцом) от государственных повинностей .Свободные от всех повинностей люди постепенно становились «знатными, почетными, благородными», т.е. социально свободными. Из них образовался верхний, господствующий слой общества (царские служащие, военачальники, разные представители администрации, храмовые служащие и др., владевшие крупными земельными участками), для которых трудовая деятельность становилась уже позорным занятием или одной из форм наказания.

«Несвободными» были лица, не освобожденные от трудовой деятельности — от выполнения хотя бы одной из государственных повинностей — и вследствие этого рассматривавшиеся как социально несвободные. Если такого человека освобождали от обязанностей, например в пользу царя и крупных государственных служащих, то он должен был трудиться в пользу храма, т.е. оставался все же несвободным, зависимым.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна, и царица, которая могла

носить титул тавананна, если она была матерью наследника престола или самого царя. Царь имел важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Царица-тавананна наряду с царем занимала высокое положение в хеттской социальной организации: она была верховной жрицей с широким кругом культовых и политических прав и обязанностей, получала самостоятельные доходы.