Найти в Дзене
Иван Гвоздь

UNITY: краткая история расцвета калифорнийского панк-рока конца 90-х и русского ска-кора середины 00-х.

Распад СССР, Война в Персидском заливе, а потом уже и полноценная войнушка в Ираке обернулись для США экономическим подъемом. Это означало, что у молодежи появилось больше денег, что сыграло немаловажную роль для развития панк-юнити конца 90-х и середины 00-х. Хардкорные времена 80-х были голодным и суровым временем для множества групп. Выживать было нелегко, а тяжелая наркота с бухлом были сплошь
/eastbaypunk.com/
/eastbaypunk.com/

INTRO

Термин молодежной субкультуры Unity воскресила ска-кор банда из Калифорнии Оperation Ivy, которая еще в конце 80-х дала направление для третьей волны музыки ска, самый разгар которой придется на конец 90-х и начало 00-х. Unity у традиционных английских скинов семидесятых означало дружбу, сообщество. Общность молодых людей, объединенных одной культурой, образом жизни и главное – музыкой. Это были времена расцвета ямайской музыки ска, которая под одним крылом объединила молодых англичан и чернокожих ямайских иммигрантов из рабочей среды. Думается мне, что английские юноши и девушки обратили внимание не только на музыку, но и на образ жизни, стиль общения между ямайским иммигрантским сообществом, которое вынужденно сплотиться для выживания в чужой стране.

https://www.roundhouse.org.uk/blog/2017/10/racial-unity-and-big-tunes-how-2tone-changed-the-music-scene/.
https://www.roundhouse.org.uk/blog/2017/10/racial-unity-and-big-tunes-how-2tone-changed-the-music-scene/.

Оperation Ivy позаимствовали посыл к молодежи от культовой панк-группы 70-х Clash, а так же прихватили немного и их звучания, когда те стали смешивать панк со ска и даже регги, хип-хопом, дабом. Но Сlash были мейнстримной группой, вершиной айсберга, который торчал над пластом множества английских оi! и стрит-панк групп которые наберут нехилые обороты к началу 80-х. Субкультура, как эпидемия распространится в это же время в США, дав начало такому жанру, как американский хард-кор. И Оperation Ivy явились как раз-таки уже на закате хард-корной волны, но при этом эпоха калифорнийского панка и третья волна ска еще не начались. Они оказались некими проводниками между миров и времен. Они уловили посыл позднего творчества Clash, но ушли от их левой политизированности.

1979 год. Крайне политизированный и непонятый современниками альбом Clash, в который они угрохали кучу бабла и сил.
1979 год. Крайне политизированный и непонятый современниками альбом Clash, в который они угрохали кучу бабла и сил.

Калифорнийский панк-рок. Кризис американской жизни начала 90-х породил такое понятие как Поколение Х. А они, в свою очередь, дали миру множество гранж и гаражных групп. Распад СССР, Война в Персидском заливе, а потом уже и полноценная войнушка в Ираке обернулись для США экономическим подъемом. Это означало, что у молодежи появилось больше денег, что сыграло немаловажную роль для развития панк-юнити конца 90-х и середины 00-х. Хардкорные времена 80-х были голодным и суровым временем для множества групп. Выживать было нелегко, а тяжелая наркота с бухлом были сплошь и рядом. Но Генри Роллинз из Black Flag отмечает, что это были честные времена, когда музыка не приносила много денег. Читайте: на хард-коре невозможно было срубить. Играли в мелких клубах для аудитории в несколько десятков человек. Но это был единственный шанс «не подавать в фастфуд-кафе кому-то бургеры», а делать что-то значительное. Поднимать Unity. И для панк-движа будущего Генри Роллинз тоже сделал немало хорошего.

Босяцкая жизнь группы Black Flag /people.southwestern.edu/~bednarb/su_netWorks/projects/carter/BF.html
Босяцкая жизнь группы Black Flag /people.southwestern.edu/~bednarb/su_netWorks/projects/carter/BF.html

Конец 90-х и середина 00-х. Калифорния подняла новую волну панк-музыки и теперь, впервые за многие годы, Unity испытывает неплохую финансовую подпитку. Цены на нефть поперли вверх! Ряд калифорнийских групп: Blink 182, Green Day, Bad Religion, Offspring, Pennywise, NoFX приобретают популярность во всем мире. В самом же штате тоже были свои заморочки, ведь панк-группа из Южной Калифорнии это не одно и тоже, что и панк-группа из Северной Калифорнии. Они различались как минимум звучанием. Музыкальное соперничество двух частей одного штата обернулось тем, что в каждом из них были свои DIY-лейблы, записывающие и продвигающие "своих". Впервые за много лет мелкие панковские DIY-лейблы зарабатывают на музыке. Гитарист Bad Religion создает Epitaph Records, которая не срубает на панке и хард-коре в 80-х, но в 90-х и 00-х идет в гору. Это звук Южной Калифорнии. Подсуетился и Толстый Майк из NoFX со своим "Fat Records", Северная Калифорния. Чуваки поделили рынок, все сработало по законам капитализма, хоть мы и говорим про панк-рок.

-5

Но раскрутку калифорнийскому панку сделали не молодежные американские комедии типа «Пирогов», как принято думать. По мнению инсайдеров движухи, все начиналось с короткометражек, которые записывали скейтбордисты и серферы. Они накладывали на свои видео мелодии калифорнийского панк-рока. Новая цифровая эра помогла быстрому распространению роликов скейтбордистов по планете, а с ними и целой музыкальной культуры. Ведь все вы помните диски «со смешными видосами», где какой-нибудь тип под бодрую музыку летит со своего скейта и падает прямиком шарами на какой-нибудь поручень. Сама по себе аполитичная и асоциальная ориентация этой музыки говорила о неплохих временах социальной жизни, когда у подростков хватало денег на мерч, пластинку и концертный билет своей любимой группы. А там, где есть спрос – есть и предложение. В игру вписались гиганты американской звукозаписи.

Апофеоз коммерциализации американского панк-рока
Апофеоз коммерциализации американского панк-рока

Ска-кор и 3 волна. В то время пока рекорд-лейблы зашибали бабло на поп- или скейт-панке, множество ответвлений и гибридов панк-музыки находятся в расцвете. Есть финансовая база, но она не настолько огромная, чтобы испортить все дело и выдвинуть эти самые другие гибридные жанры панк-музыки на стадионы. Продвинутые в музыкальном плане ботаники из школьных духовых оркестров создают свои ска-кор банды, с усложненным звучанием, аранжировками и мелодиями. Здесь мы можем особенно выделить группы Mighty Mighty Bosstones и Streetlight Manifesto, оказавшихся на вершине. Третья волна ска разворачивала свои боевые действия больше на территории США, чем Англии. Более ранние Mighty Mighty Bosstones дали понять русской группе Distemper еще в середине 90-х, что грядет новая волна. Distemper, проникнувшись саундом бостонцев, смекнули, что первыми в России смогут оседлать эту волну.

-7

К 2004-2008 годам хоть и запоздало, но мировая третья волна ска добирается до северных берегов России. Жанр претерпевает настоящий бум. А здесь словно этого и ждали. Глубокие корневые традиции духовой музыки позволили создать образцы ска-панка, который мог конкурировать с Западом. Некогда крутая банда Spitfire вливается в ряды «Ленинграда» и добавляет их говенной музыке высокохудожественных ритмов ска и регги. По всей стране появляются ска-кор, оi! и streetpunk группы, которые поднимают в России то самое Unity, предпосылок которого в России никогда и не было. Чуть ли не в каждом областном городе появлялись свои ска-панк группы. Могу отметить Брянск, где в свое время жгли o'SKAr Wild, а в Орле – «Яйцы Фаберже».

Заряжают "ска без политики".
Заряжают "ска без политики".

В свою очередь, местные команды заряжали ска в одной обойме с известными европейскими бандами типа МоscovSKAya и Skarface, которые, в отличии от мега-звезд панк-рока, не брезговали колесить по захолустным клубам русских городов и поднимать Unity. Но, как мы знаем, дорогие цены на нефть сменяются дешевыми и после 2008 года грядет упадок движухи.

Упадок и политизация русского ска-панка. Хорошие цены на нефть позволяли сдерживать протестные движения и особенно – политизацию молодежи. Вы скажите, что коммерциализация панк-рока и его аполитичность – это абсолютное зло. По примеру мега-звезд калифорнийского панк-рока, мы можем это проанализировать. Так оно и есть, но есть и другая сторона. Мир казался прекрасен, пока хватало денег на билет, чтобы сходить на гиг любимой группы. Был наличный кэш, чтобы угостить в баре парой пива 18-летнюю субкультурную девицу и поболтать с ней о любимых группах. Аполитичность русского Unity позволяла вовлекать в движуху все больше парней и девчонок, которые идут слэмить под любимые мелодии, идут радоваться жизни и общению, но не загаживать себе умы политическими боевиками левой или правой направленности.

Talco: без политики никак.
Talco: без политики никак.

Культура, музыка и общая энергия объединяют людей. Политическая ориентированность – не только дробит сообщество, но и создает противостояние внутри самого движа. Кризис жанра пришел с обеднением молодежных субкультурных слоев. Ска-банды теперь аккумулируют вокруг себя аудиторию, которой заряжают свое видение общественной и политической ситуации. Таков дух времени, который отражают группы в своих песнях. Посылов и повесток дня не так уж и много: лево, право или «вне политики». Страшнее всего для движухи стало вливание правых идей, которые, как мы знаем, противоречат основам Unity: интернационализму, солидарности и мультикультурализму. Из истории молодежных субкультуры мы знаем, что подобное случилось в Англии 70-х с аполитичным изначально скин-движением. Молодежь, недовольная внутренней и внешней политикой государства, ушла в правый крен. Найдутся и те, кто скажет, что противостояние левых и правых в русской волне ска было изначально. Такое мнение тоже имеет право на жизнь, но лишь при условии, что в 2004-2008 годах еще было возможно выступление на одной сцене групп, которые сегодня не сядут испражняться на одном поле. Тогда все противоречия сглаживались более сытой жизнью и с политикой скорее заигрывали, чем делали ее основой в творчестве.

-10

Понятное дело, что банды из разных лагерей уже никогда не будут заряжать в одной обойме и записывать сплиты для совместной раскрутки. Вспоминаем Уотти из Exploited, который решил что украинско-белорусская группа Brutto – нацисты и отклонил приглашение играть с ними на одном фесте. Правда, потом все-таки переменил свое решение, разобравшись в вопросе. Или все-таки тяжелые времена и пустые карманы заставили его пойти на компромисс со своими убеждениями, но этого мы уже все равно не узнаем. В процессе мирового экономического кризиса сошли на нет многие периферийные банды. Хоть сколько-нибудь заработать могут только известные "центровые" группы, но и они заметно поиздержались. Но кризис жанра наступил не только в связи с обнищанием. Как итог: легче сочинить текст на злобу дня с примитивным ритмом, чем прописывать сложные духовые партии и платить за студию. Третья волна ска ушла, оставив к 2020 году лишь брызги. Одни прут на других, идет идейно-политическая война не только по государственным каналам, но и на арене панк-сцены. Оperation Ivy в своей песне Unity заряжали совсем другое:

Сегодня между моими братьями идет война.
Сегодня ночью я не хочу войны…
Мы не секта, мы не еб…ая фракция,
Единство, единство, вы слышали все это раньше.
На этот раз мы хотим
остановить войну.
Единство как единое целое,
Единство, эволюция придет.

Послесловие.

Альбом Energy, 1989
Альбом Energy, 1989

Записав единственный полноценный альбом, эти парни своим стилем жизни, своей музыкой подтвердили антикоммерческую суть панк-музыки, его DIY-корни. Суть движухи не в бабле, а в сплоченности, солидарности самой этой тусовки, которую должна объединять одна общая энергия, двигающая идею непреходящих человеческих ценностей, которые стоят намного выше политики и религий. Приблизить времена, когда весь мир как единая раса сможет познавать Вселенную, решив проблемы голода, войн раз и навсегда. Но не быть озабоченными только лишь проблемами ЛГБТ-сообщества и легализации конопли – современный тренд панк-культуры. Улавливаете разницу?

После первого и единственного альбома, группа распадается, по одной из версий: «чтобы не слышать упреков в продажности». По слухам из Вики, им предлагал подписать контракт крупный лейбл. Но они им не запродались, предпочитая кануть в лету. Если в 89-м году альбом «Энергия» был продан в несколько тысяч экземпляров, то уже через десять лет его продажи вырастают до 500 000.

«Музыка — это скрытая сила, толкающая к изменениям, так как она дает надежду перед лицом человеческих трагедий. Она помогает сделать мир более сплоченным. В определенные моменты, на некоторых концертах, такой мир уже здесь. Группе Operation Ivy очень повезло — они смогли испытать это чувство. В эти секунды становится понятно, что энергия, которая движет субкультуру вперед, гораздо более важна, чем какая-то отдельная группа. Энергия эта существует благодаря людям, которые продолжают быть заинтересованными и сохраняют настойчивость и надежду».
Надпись на LP "Energy", 1989 г.