Так случилось, что однажды, стоя перед зеркалом, вы вдруг обнаружили у себя на шее, в области расположения щитовидной железы, уплотнение. Разумеется. Сразу бросились к врачу-эндокринологу, который тоже пощупал вашу шею и сказал: «Узловой зоб».
Стоит ли пугаться?
Сразу скажу совершенно точно: пугаться вообще никогда не стоит – стоит действовать. И прежде всего провести ультразвуковое исследование, которое покажет, какого размера и структуры узел, насколько ровный у него контур, заключён ли он в капсулу, в какой именно части железы расположен, да и вообще в щитовидной ли железе он, потому что мало ли на шее других органов – и лимфоузлы тут, и хрящи, и жировая ткань и чего-чего только нет.
Ещё сразу скажу: если специалист УЗИ начинает говорить вам «да это ерунда, не обращайте внимания» - или наоборот: «похоже, нехороший узел, злокачественный. Вы сразу заткните уши пальцами и ничего этого не слушайте. Потому что специалист функциональной диагностики, делающий УЗИ, ничего такого озвучивать вообще не должен. Его дело – правильно и грамотно описать то, что он и его аппарат увидели во время исследования. Выводы будет делать врач – эндокринолог, хирург или терапевт – словом, тот, кто направил вас на исследование.
Есть некоторые «успокаивающие» признаки, есть «настораживающие» признаки, но оценить их вот так, просто глядя на УЗИ, практически невозможно.
Итак, с результатом УЗИ вы идёте к врачу и спрашиваете о том, что вас больше всего волнует: «Доктор, у меня рак?»
Так вот, доктор точно вам этого не скажет ни за что, потому что узлы в щитовидной железе, хоть и различаются по своим УЗ-характеристикам, но полагаться на это нельзя.
Самый безобидный – кистозно-коллоидный зоб. Он доброкачественный и неактивный. Может доставлять проблемы при больших размерах и неудачном расположении. В последнем случае вам могут предложить оперативное лечение. Но чаще за ним просто наблюдают. Лечения он не требует.
Потом, узел может оказаться не истинным узлом, а псевдообразованием, которое просто «так выглядит» при хроническом воспалительном процессе в железе – тиреоидите.
Узел может оказаться аденомой – доброкачественной опухолью из клеток щитовидной железы с той или иной степенью активности гормонообразования. Чем выше эта активность, тем больше неприятностей она вам доставит и тем больше оснований её удалить, потому что избыток вырабатываемых такой опухолью тиреоидных гормонов ничем не регулируется, она автономна.
Ну и, наконец, рак. Он бывает высокодифференцированный и низкодифференцированный. Чем ниже дифференциация рака, то есть чем меньше он похож на щитовидную железу, тем он опаснее. Однако, такие опухоли в щитовидной железе, слава Богу, возникают редко, и чаще рак в щитовидной железе относительно доброкачественный. Он не метастазирует и не слишком быстро растёт, оставляя нам время для маневра.
Так вот, при подозрении на активную аденому можно сделать сцинтиграфию железы – подсвеченный радиоактивным изотопом, активный узел засветится, как лампочка, а подавленная его крутостью железа, напротив, будет смотреться тускло ( дело в том, что аденома своими гормонами подавляет управляющий работой железы гипофизарный гормон, и активность остальной железистой ткани щитовидки (так просторечиво мы будем себе позволять иногда называть её) снижается.
Ещё более универсальный способ разобраться, что за узел мы нашли, тонкоигольная пункционно-аспирационная биопсия. Под контролем УЗИ в узел втыкают иглу простого шприца и , оттягивая поршень. Набирают столбик клеток в иглу. Выдавив его потом на предметное стекло микроскопа, можно наслаждаться, так сказать «внутренним содержанием узла». Метод не стопроцентный, но в значительной степени позволяющий решить, с чем мы имеем дело. При пунктате . подозрительном на аденому или рак, вам, скорее всего, предложат операцию. Существует малоинвазивный эндоскопический способ, но я сама как-то за классику – мне кажется, при лучшем обзоре и маневре и результаты у хирурга будут лучшие.
Какие узлы нужно проверять таким образом? Ну, прежде всего, большие, свыше 2-х сантиметров, особенно если не было-не было – и на тебе. Потом, имеет значение риск: были ли в семье рак или аденома щитовидки, могло ли быть радиоактивное облучение, нет ли у пациента других вариантов рака. Не последнее значение имеет и те самые признаки, которые заметил врач УЗИ и, как порядочный и толковый специалист, промолчал. Но отразил их в описании – возможно, даже вместе со своим предположением.
Мелкие узлы - 2,3, 5 мм в диаметре не требуют особого внимания. После первого выявления их можно через несколько месяцев проконтролировать, и при отсутствии достоверного роста забыть, как страшный сон. Узлы покрупнее ( свыше сантиметра) требуют наблюдения и контроля. Для начала врач может назначить контроль гормонов, чтобы посмотреть – нет ли в организме избытка этого самого управляющего гормона, от которого щитовидка и узлы в ней могут и расти. Но если гормоны в норме, прошу запомнить: лечить узловой зоб какими бы то ни было медикаментами – занятие пустое и неблагодарное. Ни йод, ни водоросли, ни эндокринол, ни янтарь на шее. Ни любые чудодейственные травы делу нисколько не помогут. Узел может исчезнуть самопроизвольно, может оставаться с годами неизменным, может расти. В последнем случае его лучше удалить.
Вот это примерно то, на пальцах,что достаточно знать далёкому от медицины человеку об узловом зобе. Подробнее я расскажу позже и о раке, и о ещё некоторых аспектах работы и болезни щитовидной железы.