Цифровые права — новое понятие в Гражданском кодексе. Цифровые права в ГК РФ введены законом «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 № 34-ФЗ, который был опубликован 18.03.2019.
Важно! Закон о цифровых правах начал действовать с 01.10.2019.
Зачем нужны цифровые права
Цифровые технологии уже стали частью нашей повседневной жизни. В интернете активно развивается рынок цифровых объектов: торговля криптовалютами, аккаунтами и т. д.
Во всем мире довольно широко распространено совершение сделок в интернете путем нажатия кнопки «ОК» на ноутбуке, телефоне или отправки SMS (например, покупки в интернет-магазине). Такие сделки получили название «смарт-контракты».
Приобретение товаров и услуг онлайн уже давно стало одной из главных тенденций потребительского рынка. Появление электронной коммерции и других цифровых возможностей очень упрощает нашу жизнь, однако, так как эти отношения не были узаконены, создавались огромные риски.
Цифровые права в гражданском праве формируют необходимые правовые условия для заключения контрактов в интернете и обеспечивают защиту граждан и компаний при совершении сделок с цифровыми активами.
Цифровое право
Цифровое право в России находится в стадии становления, а некоторые эксперты заявляют, что Россия намного отстает от западных стран в данном вопросе.
Данные заявления отчасти справедливы, так как закон о краудфандинге (закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ…» от 02.08.2019 № 259-ФЗ) вступает в силу только с 01.01.2020. Соответственно, можно сказать, что поправки в ГК, касающиеся цифровых прав, до этого времени не применяются, несмотря на то, что они вступили в силу.
Пока законодатели только закрепляют дефиниции цифровых прав, в доктрине и научном сообществе рассматривают цифровое право как комплексную отрасль права. Появляется множество трудов в области цифрового права. Например, учебник по цифровому праву под ред. БлажееваВ. В., Егоровой М. А.
Также теоретики заявляют, что цифровые права - пример той отрасли права, которая обязана учитывать транснациональное законодательство, иначе правовой механизм реализации прав не будет востребован участниками цифровых прав.
Вывод! Итак, цифровое право как отрасль права — это некая совокупность электронных данных, удостоверяющих права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, исключительные права, результаты работ, оказание услуг.
Цифровое право существует в информационной системе (т. н. распределенный реестр). Соответственно, оборот (т. е. продажа, обмен, переход по наследству) возможен только путем внесения записи в информационную систему (некий центр цифровых прав).
Цифровые права — это обязательственные и другие права на цифровые активы. Термин «цифровое право» введен вместо распространенного понятия «токен». Как и ценная бумага, оно удостоверяет право на объекты собственности, при этом являясь совокупностью электронных данных.
К цифровым правам граждан и организаций применяются правила, сходные с правилами, описанными для объектов гражданского права (может отчуждаться, переходить от одного лица к другому и т. д.). Требования граждан и организаций, вытекающие из сделки с цифровым правом, подлежат судебной защите.
Бывают:
• Утилитарные цифровые права. Понятие введено законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ…» от 02.08.2019 № 259-ФЗ. Начало действия документа — 01.01.2020.
• Иные цифровые права.
ФЗ о цифровых правах, внесший изменения в ст. 141.1 ГК РФ, установил, что создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться федеральными законами.
Творческое задание: Предложите способы защиты деловой репутации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
У каждого юридического лица есть как минимум одно нематериальное благо — это его деловая репутация. Она защищается так же, как и остальные нематериальные блага, принадлежащие гражданам, за исключением невозможности требовать компенсации морального вреда.
Это установлено в пункте 11 статьи 152 Гражданского кодекса:
Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Деловая репутация — это нематериальное благо, которое имеет высокую ценность, для любых субъектов предпринимательской деятельности в условиях конкурентной борьбы, так как положительная репутация юридического лица или индивидуального предпринимателя привлекает клиентов и потенциальных контрагентов, что влечет увеличение прибыли.
Когда деловая репутация юридического лица нуждается в защите?
Деловая репутация компании нуждается в защите в случае существования сведений, которые:
• были распространены
• не соответствуют действительности
• являются порочащими
Защита деловой репутации предпринимателя
На практике нередко возникает вопрос: а можно ли защищать деловую репутацию предпринимателя? Ответ — не только можно, но и нужно.
Деловая репутация предпринимателя пользуется такой же защитой, как и деловая репутация юридического лица. Но, учитывая особый статус предпринимателя, который одновременно является физическим лицом, в случае распространения про него сведений порочащего характера, необходимо разобраться, касаются эти сведения его личности или предпринимательской деятельности.
Например, если в газете будет опубликована статья, обвиняющая предпринимателя в супружеской неверности, последний может защищать свою честь и достоинство, а также требовать компенсации морального вреда. Если же в данной статье пойдет речь о том, что в магазине, принадлежащем предпринимателю, продается контрабандный товар, то он сможет защищать только свою деловую репутацию.
Способы защиты деловой репутации юридического лица
Российское законодательство устанавливает два способа защиты деловой репутации юридического лица — внесудебный и судебный.
Внесудебный способ является разновидностью досудебного претензионного урегулирования гражданско-правового спора. Любое лицо, считающее, что в отношении него распространены недостоверные сведения порочащего характера, имеет право обратиться к распространителю таких сведений и потребовать публикации опровержения.
Так, например, статья 43 Закона РФ «О СМИ» регламентирует внесудебный порядок в случае, когда данные были распространены в средствах массовой информации:
Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Как вы можете предположить, случаи добровольной публикации опровержений после направления претензии чрезвычайно редки. Поэтому заинтересованные лица чаще всего используют второй способ — судебную защиту деловой репутации, который предполагает обращение в суд с соответствующим иском.
Далее предлагаю обсудить особенности данной категории дел.
Порядок защиты деловой репутации
Если в печатных, онлайн-СМИ, других информационных источниках выкладываются недостоверные очерняющие бренд сведения, пострадавшая сторона имеет возможность восстановить справедливость согласно установленному порядку через процедуру судебная защита деловой репутации юридических лиц и предпринимателей (ИП).
Порядок защиты подразумевает собой процедуры, с применением которых возможно защитить деловую репутацию. Законом установлены следующие варианты защиты нарушенных прав:
• Уголовная ответственность. В этой части необходимо отметить, что уголовным кодексом установлено наказание за распространение порочащих сведений. Подобные действия квалифицируются по 128.1 статье кодекса и именуются клеветой. Для возбуждения соответствующего дела следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы. При этом, в отличие от подготовки иска в суд, возможно подать заявление в отношении неустановленного лица. Обязанностью сотрудников будет установить виновника распространения клеветнических сведений. Использование данного способа также поможет в последствие в гражданском или арбитражном деле по требованию о компенсации причиненного вреда. По факту обращения правоохранителями будет вынесено постановление, в котором уже будет установлен факт распространения и виновное в этом лицо. Поэтому в суде останется только один вопрос – размер денежного взыскания с ответчика.
• Гражданско-правовая ответственность. Применение предыдущего способа защиты прав не лишает и не препятствует подаче отдельного иска с требованием об опровержении распространённых сведений и о взыскании денежной суммы с ответчика. Допустимо использовать оба варианта защиты нарушенных прав параллельно.
При подаче искового заявления возможно требовать одновременно нескольких рассмотренных в настоящей статье в рамках судебной защиты пунктов.
Сторона, пострадавшая вследствие огласки недостоверных данных, вправе добиваться опровержения по суду в рамках арбитражного судебного дела. Доказательства достоверности распространяемых сведений должен предоставить ответчик. Задача истца — подтвердить факт распространения этих сведений и их негативный характер. Восстановления репутации компании происходит за счет следующих требований через исковое заявление о защите деловой репутации:
• опровержение недостоверных сведений и публикации официального ответа в тех же источниках, в которых они были опубликованы изначально;
• удаление или запрет к распространению несоответствующих действительности материалов, в том числе путем изъятия и уничтожения материальных источников;
• замена или отзыв порочащего документа;
• публикация официального ответа в тех же источниках;
• иск о защите деловой репутации может также содержать требования о возмещении убытков, ставших следствием клеветы.
ВНИМАНИЕ: хотелось бы отметить, что юридические лица имеют те же самые права в рамках защиты своей репутации, что и гражданин, за исключением права требования компенсации морального вреда.