Найти тему

Диалог с мечтателем

– Мне здесь скучно и хочется уехать. Мне до такой степени здесь надоело, что я готов уйти с вами, если вы позволите.

– Вы, молодой человек, сознаете сколько страданий причинили бы своим отцу и матери, если бы ушли из дома?

На его лице появилось раздражение, но потом он потупил голову и покраснел.

– Хотелось сказать, что вам все равно? Но вы понимаете, что это не так. Поэтому не решаетесь сбежать. Но что вам мешает сказать отцу о своих намерениях прямо и честно?

– Он не будет слушать. Вы знаете, как старшие не терпят слушать молодых. Все, что интересует молодых старикам кажется глупостью.

Да, есть такой предрассудок. Но он не безоснователен. Многие молодые творят глупости только потому, что нет рядом старших, кто им об этом сказал бы. Ведь молодой очень многое делает в первый раз, поэтому не имеет заготовленной оценки. Например, представим, что вы ушли из дома. Куда вы захотите податься? Скорее всего в город. Большой город. Что вы будете там делать?

– Наймусь на работу. Любую, пусть даже самую черную ­– я не брезгую. Буду учиться, развиваться, не буду спать ночами. Стану специалистом, получу должность, скоплю денег, может быть открою свое дело...

Какое это будет дело?

– Не знаю. Не важно. Будут деньги, тогда и решу.

Ладно, но в чем же вы будете специалистом? Какой профессией начнете зарабатывать деньги?

– Допустим, строительством. Начну простым каменщиком. Я могу это делать. Буду развиваться, расти в этой сфере.

Допустим, вам не удастся найти работу в строительстве. Что тогда выберете?

– Не знаю. Мне интересны компьютеры. Я хотел бы знать все он их, работать в этой сфере.

Вы знаете, что нет простой черной работы в этом деле. Вы должны прийти уже с готовыми базовыми знаниями.

У вас нет плана, нет твердых намерений, нет целей. В вас говорит только желание изменить жизнь. Вот что будет, когда вы уедете в город. Первое время вы будете менять работу каждый месяц, а может быть каждую неделю – и она действительно будет черной, противной, на холоде, может быть в грязи. Ведь только там вам могут пообещать существенные деньги без требований опыта работы. Вас будут обманывать, недоплачивать, будут унижать. Вы будете жить в маленьких пропитанных вонью от следов чужой жизни комнатах, питаться дешевыми продуктами, носить лохмотья, встречать много ущербных людей, которые будут пытаться втянуть вас в какое-нибудь мерзкое дело – и все за ваш счет. Вы будете думать, что месяц-другой можно потерпеть, найти место чуть лучше, скопить денег. Но даже на другом месте денег будет мало, личный счет будет расти медленно, в конце концов вы привыкнете к нищенской жизни, женитесь наобум, нарожаете детей, в складчину с родителями – к тому времени ваши, скорее всего, простят вам побег – купите жилье, начнете обрастать хламом и долгами; начнете копить на страстно желаемую машину, но денег не будет хватать, это будет злить, будут ссоры, захочется бросить семью, начать все заново – каждый семейный мужчина чувствует волю сделать это. Знание о возможной свободе будет подтачивать ваш ум, сделает вас озлобленным, и не зависимо от того, решитесь вы ­или нет– личность ваша станет гнилой и противной людям.

– Вы не пророк, вы не можете видеть будущего. Меня ваш рассказ не особо впечатлил.

Я не пытаюсь быть предсказателем. Лишь обрисовал наиболее вероятный сценарий вашего будущего. Ведь люди в большинстве своем похожи друг на друга. Вы должны помнить об этом сценарии, и примерять его к своей жизни, чтобы знать на какой дороге стоите.

– Для меня сейчас любой сценарий хорош. Вы не представляете какое это мучение подыматься с постели в четыре утра почти каждый день, чтобы делать одно и то же! Утомляет не столько возня с вонючим скотом или бесконечное рытье земли, но вся эта тишина вокруг, молчание, самоповторение одного и того же дня. Вам наше место может показаться райским: все эти луга, сады и поля, там дальше есть речка, за ней холмы, золотистые крыши собора на холме – людям здесь нравится, к нам приезжают отдыхать туристы, охотятся на уток, ловят рыбу, жгут костры и пьют водку, и уезжают счастливыми... но я наблюдаю всю эту природу каждый день, каждый год, знаю каждое дерево в саду, знаю все виды трав, могу даже сказать вам сколько шагов до реки. Могу сказать каким будет мой день ровно через год или через пять. Я задыхаюсь без людей. Вы не представляете, как это тяжело слушать одну и ту же отцовскую историю и каждый раз притворяться, что слышишь ее впервые. Мне жаль мою маму, она выросла в городе, училась в университете, а теперь прозябает здесь. Но жаль ее не потому, что она страдает – нет, а потому, что она привыкла, смирилась. Она уже давно ничего не хочет и ходит по дому тенью. Иногда я замечаю, что совсем не считаюсь с ее присутствием, будто она какая-то мебель, или какой-то бытовой прибор, который готовит еду, моет посуду, убирает дом и делает одну и ту же работу по хозяйству.

Я пробовал читать книги, интересовался кино, хотел попытаться зарабатывать в интернете, узнавал, как там все устроено, начал изучать устройство компьютеров, – но что вы думаете сказал отец? – Все это баловство! – Нет, он не запрещает мне что-либо, не навязывает свои интересы или понятия, но смотрит с таким пренебрежением на все, чем я увлекаюсь, что мне становится стыдно. Когда он видит меня за компьютером, я чувствую будто он застал меня голым, мне хочется все выбросить, уйти, спрятаться надолго. Это молчаливое осуждение невероятно давит на меня – лучше бы он орал и запрещал все, чем я интересуюсь.

Что же вы думаете? В городе у вас будет разнообразие? Нет, ваши дни будут повторяться так же, причем в условиях, которые будут далеки по красоте от здешних. Вы будете работать не на себя, как здесь, но на чужих вам людей. К однообразию и скуке прибавится ощущение рабского подчинения, необходимости работать на чужого, лишь бы прокормить себя. Вы потеряете ценнейшее, что у вас есть сейчас: свободу личного труда. То, за чем вы пытаетесь угнаться – лишь мираж в вашей голове, выдумка. То, что вам трудно стерпеть молчаливое осуждение отца говорит мне о том, что вам хочется обратного – похвалы. Вам хочется уехать, чтобы самостоятельно вырасти в глазах людей, которые потом сказали бы вашему отцу что-то хорошее о ваших достижениях. Поэтому вам хочется к людям. Но, как и все молодые, вы мало понимаете суть успеха. Вас похвалят только тогда, когда ваш труд что-то прибавит к общему труду, направленному на благо. Если ваши усилия воплотятся в какие-либо улучшения и облегчения для людей, похвала и успех придут к вам в таком объеме, что вы не будете знать куда от них спрятаться. А если ваша алчность не вырастет на этой почве до неразумных пределов, то успех среди людей будет наращивать нерушимый капитал пожизненного авторитета.

Посмотрите на вашего отца: он растит дело, оставленное ему в наследство. Насколько я могу судить по внешнему благополучию – он делает это успешно. Что важно: он не только производит полезные всем людям блага, но также дает беднякам работу...

– Вы бы знали, что о нем говорят в деревне!

Разве он не платит за работу? Платит. Им кажется, что мало? Но они все равно приходят? В конце концов они будут ему благодарны, так как хлеб у них на столе появляется только благодаря труду. Возможно им хотелось бы что-то послаще, пожирнее, но такова уж ненасытная наглость людей, которые быстро привыкают к тому, о чем еще недавно мечтали.

Вот, что я вам скажу: умерьте свои мечтания, вернитесь домой и дайте себе несколько дней на раздумья. Не хватайтесь за первое же выпавшее из ума решение: если оно кажется вам многообещающим – очерните его, сделайте его образ по возможности хуже, чем он кажется. И так поступайте с каждым новым решением. Потом выбирайте из этих решений наиболее приглядное. Когда выбор будет сделан – испытайте его на предмет того, будет ли он вреден людям, либо принесет только пользу. Помните, что личный успех, о котором многие мечтают, зависит только от похвалы людей. Богатый человек, которого все ненавидят и которому приходится прятаться за высокой оградой – на самом деле неудачник. Знаменитый человек, на которого смотрят с неприязнью – тоже неудачник. Они страдают от того, к чему стремились. Прибавьте что-то хорошее ко всеобщему труду на благо – и к вам придут слава, а возможно и богатство.

– Подождите, не уходите! Почему вы так хорошо и со знанием дела говорите, но сами ничего такого не делаете?

Меня интересует свобода. Если вы поставите свободу во главе всех целей, вам уже не будут нужны советчики. Будьте здоровы.