Вполне естественно, что мама хочет, чтобы ее ребенок ни в чем не нуждался, заботится о нем, ограждает от опасностей. Но случается, что родители настолько охвачены тревогой, что не дают сыну или дочери сделать что-либо самостоятельно. Они контролируют каждое движение, знают, как лучше. Ведь главное, чтобы ребенок:
- не упал;
- не ушибся-не обжегся;
- не расстроился-не обиделся;
- не плакал.
И получается:
- малыш не может забраться на лестницу с другими ребятами потому, что может оттуда свалиться;
- крохе нельзя бежать по луже, прыгать в ней (даже в резиновых сапогах), а вдруг он все равно промокнет или испачкается;
- ему не стоит так спешить (даже если другие дети несутся рядом, пытаясь занять лучшие места), ведь тогда он может упасть, удариться и ему будет больно.
Родители только и делают, что придумывают все новые и новые запреты, не позволяя малышу набивать шишки, оставлять ссадины. Они предпочитают, чтобы он не узнал о том, что может быть больно, трудно и неприятно.
Возможно, считают, что тем самым они продлевают счастливое детство:
- Зачем расстраивать ребенка, у которого не получается надеть штаны, если можно это сделать самим;
- Не надо злить малыша, который не желает сам есть ложкой-вилкой. Всегда можно покормить его, да еще и побегать за ним с тарелкой;
- Зачем доводить кроху до истерики, если можно скупить все игрушки в магазине, а потом едва сводить концы с концами.
Постоянно оберегая, защищая, опекая ребенка, наблюдая за каждым его шагом, родители лишают его способности самому принимать решения.
Ведь взрослые не всегда будут рядом и в какой-то момент малыш обернется, чтобы увидеть мамин кивок или посмотреть, как она качает головой, не соглашаясь, и не увидит ее. Он не поймет, что ему делать, как действовать, растеряется, засмущается, испугается.
Невозможно всегда находиться рядом с ребенком, подставляя ему руку, чтобы он не упал, отодвигая горячий чайник, чтобы не обжегся. Иначе он не научится жить самостоятельно. А еще ему придется общаться с людьми, которые не будут угождать ему во всем.
Он не сможет отстоять свою позицию, когда его же машинку у него отнимут во дворе. Испугается, если воспитатель в детском саду сделает ему замечание (причем вполне заслуженное).
Сначала малыш, конечно, удивится, не понимая, как так, ведь раньше можно было делать все. А именно такой позиции придерживалась мама, которая не хотела наблюдать слез своего чада. Она хвалила его за каждый поднятый (и даже не брошенный) кубик, спешила поправить шапку, если вдруг она сползала на глаза, мазала зеленкой коленку, если малыш упал, даже если там не было ни единой царапины, а еще и конфету вкусную давала.
И если ребенок, оказавшись, например, в детском саду, увидит, что опоры-поддержки-контролера больше нет, он начнет переживать. И уже тут слез будет избежать намного сложнее.
Конечно, о ребенке нужно заботиться, помогать, поддерживать и даже утешать. Но все же, надо дать ему возможность действовать самому, падать, ругаться со сверстниками, да даже плакать.
Каждый человек, в том числе ребенок, испытывает различные эмоции. Малышу еще трудно контролировать их, сдерживаться. Вот он и плачет, когда ему не только больно, но и грустно или обидно. Пусть он проживет это, прочувствует, это тоже опыт. Позже он поймет, глядя на родителей, что можно сообщать о своих чувствах другими способами.
О том, как поступить мамам-папам, если ребенок падает на пол, кричит и плачет, можно почитать здесь.
Мамы и папы, чрезмерно опекающие детей, обычно тревожатся по любым мелочам. Они боятся, что за углом их, а тем более их сладких малышей, поджидает опасность.
Такое отношение к обществу, миру, обязательно передастся и детям. И они тоже будут с опаской озираться по сторонам, предпочитать наблюдать со стороны, избегать, уклоняться, лишь бы обезопасить себя.
Никакой уверенностью в себе и счастливой жизнью без бед тут даже не пахнет. Так может стоит остановиться и подумать, что же так заставляет нервничать, переживать, и начать доверять ребенку чуть больше, а завтра еще больше.