Найти тему
Культурные Люди

Артисты и музыканты – это герои войны, сражавшиеся без оружия

Великая Отечественная война оставила след в жизни каждого из нас, в жизни каждой семьи, проживающей в нашей Великой стране. Долг каждого из нас - помнить историю нашего народа.

Выставка фото-историй создана в рамках проекта «Арт-поезд»: Историческая память поколений», поддержанный Фондом Президентских грантов.

Помним ли мы тех, кто решил организовать бригады и отправился к солдатам, давал концерты и в полевых условиях, под пулями и бомбежкой, выходил на импровизированные сцены с улыбкой, заставлял людей верить в лучшее будущее и не терять надежды.


"Возвращаясь памятью к годам Великой Отечественной войны, поражаешься масштабу деятельности Большоro театра в то время, становится яснее её значительность. С момента объявления о нападении фашистов на нашу страну слова «нет и не может быть мирных профессий» стали руководством к действию для всех, в том числе и для артистов, и для работников Большого театра. И театр, еще вчера такой светлый и мирный, где пели и танцевали для людей, а люди слушали музыку и радовались, тоже стал фронтом. Из всех коллективов уходили призывники и добровольцы в действующую армию, следом за ними по всем фронтам разъезжались концертные бригады; те, кто остался в тылу продолжали трудиться в театре. В эти годы искусство стало грозным оружием против врага. Оно поднимало боевой дух сражающихся на фронтах и укрепляло силы тружеников тыла. И вселяло неизбежную Победу."

Л. Д. Рыбакова. К читателю. "Война и музыка"

-2

И. И. Петров (солист оперы)

"...Много было забавных случаев. Руководил нашей бригадой профессор А. Б. Меерович, человек бесстрашный. Он не скрывал, что хочет заработать орден, и говорил: «Мы будем обслуживать самые передовые части». И мы действительно выступали в таких подразделениях, что немцы тоже слушали и «аплодировали»: обстреливали нас из минометов. Вот мы в землянке поем, закончился номер, и—бух!—на нас сыплется земля. Это немецкие аплодисменты.

Ходы сообщений на передовой были не очень глубокими, поэтому приходилось идти все время сильно согнувшись, особенно мне с моим ростом. Чуть выпрямлюсь—сразу свистят пули. А немецкие снайперы попадали здорово. Иногда передвигались просто ползком.
Как-то раз шел концерт в землянке. Солдаты расположились на нарах кто где, а мы в уголочке. Так как я во весь рост не мог стоять в землянке, я садился или на табуретку, или на ящик из-под патронов. Сидя в обнимочку со столбиком, который подпирал потолок землянки, я и пел. Во время одного из номеров старшина вдруг встает и, называя несколько фамилий, командует: «За мной!» Ну, военное дело. Ушли. Мы продолжаем концерт. Через полчаса открываются двери, и по крутой лестнице солдаты скатываются вниз. С ними пленный немец с круглыми от испуга глазами. А сержант говорит:
— Разрешите обратиться!
Ему отвечают:
—Пожалуйста.
—Товарищи артисты, вы нам дали такой концерт! Мы должны же были вас чем-то отблагодарить. Цветов нет, конфет тоже, для подарка ничего нет. Поэтому мы решили пойти во вражеское распоряжение, завязали там бой, двух часовых уложили, а одного взяли в плен. И вот этот язык—наш подарок за ваш концерт..."


 Четверть века в Большом... М., "Композитор", 1997
Отрывок взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова

-3

М. В. Дамаева  
"...Не было для меня зрителя благодарнее, нежели славные защитники нашей Родины, отважные и стойкие, простые и сердечные. Я не знаю их имени фамилий, но и сейчас живо вижу перед собой их лица.
Разве забыть мне милое, почти детское лицо одной девушки, которая после концерта несмело подошла к нам и, волнуясь, заговорила со мной об искусстве. Ей очень хотелось стать балериной. «Вот закончится война, обязательно пойду учиться»,—сказала она на прощанье.
А через два дня я увидела ее в глубоком бездыханном сне. Один из командиров рассказал, что это юное создание—настоящая героиня, что она много раз ходила в тыл врага и каждый раз возвращалась с очень ценными сведениями о численности противника и его технике. Она погибла от рук фашистских убийц. В части ее звали «наша Люба».
Глядя сейчас на талантливую молодежь, пришедшую нам на смену, я думаю, что среди них могла бы быть и бесстрашная юная разведчица Люба, жизнь которой оборвала война. И я горжусь тем, что сегодняшний работник искусства по-прежнему остается на боевом посту, отстаивая своим искусством дело мира..."


 Газета «Советский артист», 7 мая 1965 г.
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова

-4

"...Возвращаясь в Москву, рассказывали порой и о комических приключениях. Артист балета Большого театра Н. Соколов записал в своем дневнике такую историю: «К полудню въехали в город Острув-Мазовецки, накануне взятый нашими войсками. Пронеслись через город, взяли, как нам казалось, нужное направление и выехали на северо-западную окраину. Быстро проскочили с нашим лихим шофером ту часть дороги, на которой еще были указатели о разминировании. Постепенно дорога теряла свой мало-мальски проезжий вид. Майор, нас сопровождавший, сидел рядом с шофером с развернутой картой в руке. Едем все дальше, кончились все признаки пребывания наших саперов, в душу закрадывается сомнение. Наконец дорога уже совершенно перестала существовать. В стороне видим деревню—это как раз то, куда нам нужно,—Гронды. Сворачиваем с дороги и въезжаем в нее с чувством облегчения. Но что это? В деревне ни души. Догорают отдельные строения, валяются трупы немцев и лошадей. После некоторого раздумья решаем вернуться обратно и запастись более верными сведениями. Это нас и спасло. Когда мы подъезжали на обратном пути к первой линии наших окопов, увидели бегущих к нам бойцов с офицером во главе. «Откуда машина на передовой? Что за черт?!" Объясняем, как и что. «Ну, поздравляем вас. Побывали у черта в пекле. Дальше нет наших укреплений. Вы покатались на «ничейной» земле. Проехали бы немного дальше—объяснения пришлось бы давать уже немцам.» Лишь через день наша армия взяла Гронды. Так мы и прослыли среди бойцов «бригадой, взявшей населенный пункт на день раньше, чем туда вошли наши войска».


Журнал «Театр», № 5, 1970г.
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова

-5

А. Кузнецова (солистка оперы)
"...Шел концерт. В большую брезентовую палатку, в дальнем конце которой длинный на козлах стол изображал сцену, сошлось много солдат.
Быстрой походкой к сцене, когда я кончила петь, приблизился офицер. Большие мечтательные глаза, голубые, светлые. И волосы, почти белые, зачесаны назад. Он не смотрел на меня, ни на кого. Взгляд его устремлен был вдаль. Нo обратился он ко мне:
— Спойте, пожалуйста, «Белеет парус одинокий». Я очень люблю Лермонтова.
Аккордеонист кое-как подобрал мелодию, я пела, а лейтенант стоял на месте, задумчивый и ясный... Вдруг все загрохотало, забушевало, солдаты вскакивали с мест, куда-то бежали, нас снимали со стола. Верх палатки понесло невидимой волной в сторону. Крик: «Ложись!» Все упали на землю. Мы ведь не были храбрецами и то, что делали, не считали героическим.
Заночевали в этой же части. Утром, когда я вышла из землянки, увидела солдат с носилками. Идут тихо. Белые волосы человека на брезенте я узнала сразу. Только глаза были уже закрыты. Несший носилки спереди, приостановившись возле меня, сказал:
— Бомбой...—и махнул рукой сверху вниз.—А какие стихи писал наш командир! Вот надо вам тетрадочку его передать.
Но она ко мне так и не попала. Скоро мы уезжали в другую часть, а фамилию поэта я, так и не спросила...

" Газета "Красная звезда", 27 декабря 1966 г.

-6

И. Бегиашвили (солист оперы)  
"...Было далеко за полночь, когда подводные лодки стали возвращаться на базу. Матросы старались молодецки выглядеть перед гостями, но по их вялым движениям и прищуренным глазам было видно, как они все изнурены. Вряд ли кто-либо из них за все это время спал более двух часов в сутки. И днем, и ночью гонялись они за вражескими судами, торпедировали и потопили несколько морских транспортов.
Вера Александровна была уверена, что все только и мечтают, как бы поскорее добраться до постели. До концерта ли им сейчас?
Но в это время к ней подошёл офицер.
— Товарищ Давыдова,—сказал он,—не могли бы вы начать концерт?
— Как? удивилась Вера Александровна. Неужели люди не хотят спать?
—Спать-то они хотят, но ведь ребята целую неделю с нетерпением ждали этот день, чтобы услышать артистов Большого театра... Так что просим, если Вы, конечно, не устали...
— Боже мой! вскрикнула Давыдова—Вы еще думаете о моей усталости?.. Голубчики мои родные, да я готова для вас хоть целые сутки петь!
Уже светало, когда окончился этот необыкновенный ночной концерт. Стоило только Давыдовой спеть первый романс, и всякую усталость как рукой сняло. От дружеских аплодисментов дрожала кают-компания..."


 О Давыдовой В. А.. Путь большой певицы. "Хеловнеба", Тбилиси, 1977
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова

Материал взят из книги Людмилы Рыбаковой – «Война и музыка» (Владимир, 2005) – собрание уникальных документов, фотографий, воспоминаний, рассказывающих о жизни и деятельности Большого театра во время Великой Отечественной войны.

Подробнее о проекте на наших интернет ресурсах:
https://www.instagram.com/cultural_people_official/

www.culturalpeople.ru

#культурныесезоны
#артпоезд
#историческаяпамятьпоколений
#мыпомнимвеликуюисториюнашейстраны
#великаяотечественнаявойна
#культурнаястрана #культурныелюди #culturalseason
#приподдержкефондапрезидентскихгрантов #фондпрезидентскихгрантов