Великая Отечественная война оставила след в жизни каждого из нас, в жизни каждой семьи, проживающей в нашей Великой стране. Долг каждого из нас - помнить историю нашего народа.
Выставка фото-историй создана в рамках проекта «Арт-поезд»: Историческая память поколений», поддержанный Фондом Президентских грантов.
Помним ли мы тех, кто решил организовать бригады и отправился к солдатам, давал концерты и в полевых условиях, под пулями и бомбежкой, выходил на импровизированные сцены с улыбкой, заставлял людей верить в лучшее будущее и не терять надежды.
"Возвращаясь памятью к годам Великой Отечественной войны, поражаешься масштабу деятельности Большоro театра в то время, становится яснее её значительность. С момента объявления о нападении фашистов на нашу страну слова «нет и не может быть мирных профессий» стали руководством к действию для всех, в том числе и для артистов, и для работников Большого театра. И театр, еще вчера такой светлый и мирный, где пели и танцевали для людей, а люди слушали музыку и радовались, тоже стал фронтом. Из всех коллективов уходили призывники и добровольцы в действующую армию, следом за ними по всем фронтам разъезжались концертные бригады; те, кто остался в тылу продолжали трудиться в театре. В эти годы искусство стало грозным оружием против врага. Оно поднимало боевой дух сражающихся на фронтах и укрепляло силы тружеников тыла. И вселяло неизбежную Победу."
Л. Д. Рыбакова. К читателю. "Война и музыка"
И. И. Петров (солист оперы)
"...Много было забавных случаев. Руководил нашей бригадой профессор А. Б. Меерович, человек бесстрашный. Он не скрывал, что хочет заработать орден, и говорил: «Мы будем обслуживать самые передовые части». И мы действительно выступали в таких подразделениях, что немцы тоже слушали и «аплодировали»: обстреливали нас из минометов. Вот мы в землянке поем, закончился номер, и—бух!—на нас сыплется земля. Это немецкие аплодисменты.
Ходы сообщений на передовой были не очень глубокими, поэтому приходилось идти все время сильно согнувшись, особенно мне с моим ростом. Чуть выпрямлюсь—сразу свистят пули. А немецкие снайперы попадали здорово. Иногда передвигались просто ползком.
Как-то раз шел концерт в землянке. Солдаты расположились на нарах кто где, а мы в уголочке. Так как я во весь рост не мог стоять в землянке, я садился или на табуретку, или на ящик из-под патронов. Сидя в обнимочку со столбиком, который подпирал потолок землянки, я и пел. Во время одного из номеров старшина вдруг встает и, называя несколько фамилий, командует: «За мной!» Ну, военное дело. Ушли. Мы продолжаем концерт. Через полчаса открываются двери, и по крутой лестнице солдаты скатываются вниз. С ними пленный немец с круглыми от испуга глазами. А сержант говорит:
— Разрешите обратиться!
Ему отвечают:
—Пожалуйста.
—Товарищи артисты, вы нам дали такой концерт! Мы должны же были вас чем-то отблагодарить. Цветов нет, конфет тоже, для подарка ничего нет. Поэтому мы решили пойти во вражеское распоряжение, завязали там бой, двух часовых уложили, а одного взяли в плен. И вот этот язык—наш подарок за ваш концерт..."
Четверть века в Большом... М., "Композитор", 1997
Отрывок взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова
М. В. Дамаева
"...Не было для меня зрителя благодарнее, нежели славные защитники нашей Родины, отважные и стойкие, простые и сердечные. Я не знаю их имени фамилий, но и сейчас живо вижу перед собой их лица.
Разве забыть мне милое, почти детское лицо одной девушки, которая после концерта несмело подошла к нам и, волнуясь, заговорила со мной об искусстве. Ей очень хотелось стать балериной. «Вот закончится война, обязательно пойду учиться»,—сказала она на прощанье.
А через два дня я увидела ее в глубоком бездыханном сне. Один из командиров рассказал, что это юное создание—настоящая героиня, что она много раз ходила в тыл врага и каждый раз возвращалась с очень ценными сведениями о численности противника и его технике. Она погибла от рук фашистских убийц. В части ее звали «наша Люба».
Глядя сейчас на талантливую молодежь, пришедшую нам на смену, я думаю, что среди них могла бы быть и бесстрашная юная разведчица Люба, жизнь которой оборвала война. И я горжусь тем, что сегодняшний работник искусства по-прежнему остается на боевом посту, отстаивая своим искусством дело мира..."
Газета «Советский артист», 7 мая 1965 г.
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова
"...Возвращаясь в Москву, рассказывали порой и о комических приключениях. Артист балета Большого театра Н. Соколов записал в своем дневнике такую историю: «К полудню въехали в город Острув-Мазовецки, накануне взятый нашими войсками. Пронеслись через город, взяли, как нам казалось, нужное направление и выехали на северо-западную окраину. Быстро проскочили с нашим лихим шофером ту часть дороги, на которой еще были указатели о разминировании. Постепенно дорога теряла свой мало-мальски проезжий вид. Майор, нас сопровождавший, сидел рядом с шофером с развернутой картой в руке. Едем все дальше, кончились все признаки пребывания наших саперов, в душу закрадывается сомнение. Наконец дорога уже совершенно перестала существовать. В стороне видим деревню—это как раз то, куда нам нужно,—Гронды. Сворачиваем с дороги и въезжаем в нее с чувством облегчения. Но что это? В деревне ни души. Догорают отдельные строения, валяются трупы немцев и лошадей. После некоторого раздумья решаем вернуться обратно и запастись более верными сведениями. Это нас и спасло. Когда мы подъезжали на обратном пути к первой линии наших окопов, увидели бегущих к нам бойцов с офицером во главе. «Откуда машина на передовой? Что за черт?!" Объясняем, как и что. «Ну, поздравляем вас. Побывали у черта в пекле. Дальше нет наших укреплений. Вы покатались на «ничейной» земле. Проехали бы немного дальше—объяснения пришлось бы давать уже немцам.» Лишь через день наша армия взяла Гронды. Так мы и прослыли среди бойцов «бригадой, взявшей населенный пункт на день раньше, чем туда вошли наши войска».
Журнал «Театр», № 5, 1970г.
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова
А. Кузнецова (солистка оперы)
"...Шел концерт. В большую брезентовую палатку, в дальнем конце которой длинный на козлах стол изображал сцену, сошлось много солдат.
Быстрой походкой к сцене, когда я кончила петь, приблизился офицер. Большие мечтательные глаза, голубые, светлые. И волосы, почти белые, зачесаны назад. Он не смотрел на меня, ни на кого. Взгляд его устремлен был вдаль. Нo обратился он ко мне:
— Спойте, пожалуйста, «Белеет парус одинокий». Я очень люблю Лермонтова.
Аккордеонист кое-как подобрал мелодию, я пела, а лейтенант стоял на месте, задумчивый и ясный... Вдруг все загрохотало, забушевало, солдаты вскакивали с мест, куда-то бежали, нас снимали со стола. Верх палатки понесло невидимой волной в сторону. Крик: «Ложись!» Все упали на землю. Мы ведь не были храбрецами и то, что делали, не считали героическим.
Заночевали в этой же части. Утром, когда я вышла из землянки, увидела солдат с носилками. Идут тихо. Белые волосы человека на брезенте я узнала сразу. Только глаза были уже закрыты. Несший носилки спереди, приостановившись возле меня, сказал:
— Бомбой...—и махнул рукой сверху вниз.—А какие стихи писал наш командир! Вот надо вам тетрадочку его передать.
Но она ко мне так и не попала. Скоро мы уезжали в другую часть, а фамилию поэта я, так и не спросила...
" Газета "Красная звезда", 27 декабря 1966 г.
И. Бегиашвили (солист оперы)
"...Было далеко за полночь, когда подводные лодки стали возвращаться на базу. Матросы старались молодецки выглядеть перед гостями, но по их вялым движениям и прищуренным глазам было видно, как они все изнурены. Вряд ли кто-либо из них за все это время спал более двух часов в сутки. И днем, и ночью гонялись они за вражескими судами, торпедировали и потопили несколько морских транспортов.
Вера Александровна была уверена, что все только и мечтают, как бы поскорее добраться до постели. До концерта ли им сейчас?
Но в это время к ней подошёл офицер.
— Товарищ Давыдова,—сказал он,—не могли бы вы начать концерт?
— Как? удивилась Вера Александровна. Неужели люди не хотят спать?
—Спать-то они хотят, но ведь ребята целую неделю с нетерпением ждали этот день, чтобы услышать артистов Большого театра... Так что просим, если Вы, конечно, не устали...
— Боже мой! вскрикнула Давыдова—Вы еще думаете о моей усталости?.. Голубчики мои родные, да я готова для вас хоть целые сутки петь!
Уже светало, когда окончился этот необыкновенный ночной концерт. Стоило только Давыдовой спеть первый романс, и всякую усталость как рукой сняло. От дружеских аплодисментов дрожала кают-компания..."
О Давыдовой В. А.. Путь большой певицы. "Хеловнеба", Тбилиси, 1977
Фрагмент взят из книги "Война и музыка" составитель Л. Д. Рыбакова
Материал взят из книги Людмилы Рыбаковой – «Война и музыка» (Владимир, 2005) – собрание уникальных документов, фотографий, воспоминаний, рассказывающих о жизни и деятельности Большого театра во время Великой Отечественной войны.
Подробнее о проекте на наших интернет ресурсах:
https://www.instagram.com/cultural_people_official/
#культурныесезоны
#артпоезд
#историческаяпамятьпоколений
#мыпомнимвеликуюисториюнашейстраны
#великаяотечественнаявойна
#культурнаястрана #культурныелюди #culturalseason
#приподдержкефондапрезидентскихгрантов #фондпрезидентскихгрантов