Найти тему
Молодой юрист

Нарастающий кризис мирового финансового сектора и роль криптовалют в нем

Статью подготовил: Никита Стародуб

Конец ХХ столетия принес с собой радикальные преобразования в экономики всего мира и экономики развитых стран. Благосостояние одних держав неуклонно растет, других, в свою очередь, падает. В этих условиях мировой финансовый сектор неизменно продолжает преображаться и изменяться. Как в таких условиях продолжит свое функционирование современная валютная система? Продолжит ли доллар играть в ней решающую роль? Почему криптовалюты становятся закономерным развитием элементов финансового сектора экономики? какую роль они играют в современном мире, и, в особенности, каков их вклад в развитие левого движения? Чтобы разобраться в теме необходимо немного окунуться в историю и рассмотреть процессы, неумолимо протекавшие в прошлом веке и какое влияние они оказывают на сегодняшний мировой финансовый сектор.

Образованная 22 июля 1944 года Бреттон-Вудская система была призвана восстановить мировую экономику после второй мировой войны и вывести ее на новый уровень. Бреттон-Вудское соглашение закрепило доллар (конвертируемый в золото) как базу валютных паритетов, национальная валюта США стала мировыми деньгами (До Бреттон-Вудской системы эту роль выполняло золото). Привело это к установлению Долларового стандарта международной валютной системы, основанной на господстве доллара. В то время Америке принадлежало 70% всего мирового запаса золота. Именно Бреттон-Вудская система положила начало существованию всемирно известных организаций Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ).

Одно из заседаний стран-членов Бреттон-Вудской системы
Одно из заседаний стран-членов Бреттон-Вудской системы

Функционирование данной системы могло беспрепятственно осуществляться лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли позволить свободную конвертацию доллара. Однако со времен противоречия накапливались, а баланс сил на мировой арене менялся. Кризис Бреттон-Вудской системы был вызван изменением соотношения главных сил мировой экономики и падением курса доллара США. Поскольку он был ключевой валютой системы, его падение вызвало разрушение фиксированных курсов и всей мировой валютной системы. С теми задачами, которые возлагались на нее при создании – восстановление международной торговли и укрепление государств во внешнеторговом балансе Бреттон-Вудская система смогла справиться.

График изменения торгового баланса в США, на котором отлично видно падение доходов к концу 1970-ых годов
График изменения торгового баланса в США, на котором отлично видно падение доходов к концу 1970-ых годов

В 1976 году система перестает существовать, а ее крах послужил поводом к развитию новой системы — Ямайской. Ямайская валютная система, которая, к слову, действует и по сей день, сменив свою предшественницу закрепила свободно плавающий валютный курс (вместо фиксированного государством) - это означало, что котировка теперь устанавливается напрямую рынком на основе спроса и предложения (на практике, однако, этот процесс несколько сложнее, но нас интересует другое). Система полностью отменила золотой стандарт в экономике, золото демонетизировали, а Центральным банкам стало разрешено покупать и продавать его как обычный товар. В современной валютной системе МВФ занимает положение органа международного валютного регулирования, кредитуя государства и выдвигая свои требования при оказании услуг. Важным нововведением системы также стала, так называемая, система Специальных прав заимствования (СПЗ). СПЗ являют собой искусственные резервные и платежные средства (имеют только безналичную форму, никогда не выпускались в виде банкнот), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СПЗ осуществляет МВФ. В функции СПЗ также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют. Помимо СПЗ резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро). Конечно же в такой системе не могло не возникнуть противоречий.

Доллар, формально лишенный статуса главного платежного средства фактически остался им
Доллар, формально лишенный статуса главного платежного средства фактически остался им

Ямайская система по замыслу должна была стать более гибкой нежели Бреттон-Вудская система, но на практике столкнулась со следующими проблемами:

  • Сдвинуть фокус мировой экономики с США не удалось из-за мощнейшего экономического и военного потенциала
  • Система плавающих валютных курсов показала себя несовершенной
  • Развивающиеся страны оказались в очевидно зависимом положении от стран-лидеров
  • Система неспособна в должной мере регулировать кризисы

Вашингтонский консенсус 1989 года стал одновременно закономерным витком развития неолиберальной системы и при этом лишь усугубил, и без того, серьезные, фундаментальные противоречия финансового сектора. С новым энтузиазмом мировая буржуазия стала предпринимать попытки возвращения к, так называемому, принципу Laissez-faire (вновь набиравшему популярность, в основном, благодаря выходу знаменитого романа-антиутопии «Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Рэнд). Огромную роль здесь сыграли события в Восточной Европе и близившийся распад Советского союза.

Консенсус предлагал следующие основные экономические мероприятия для оптимизации экономики:

  • Поддержание низкого дефицита бюджета
  • Снижение налоговых ставок
  • Либерализация внешней торговли
  • Снижение ограничения иностранных инвестиций
  • Курс на приватизацию всех отраслей экономики
  • Ограничение прав профсоюзов

Нельзя не упомянуть две, пожалуй, самые известные цитаты того периода, первая принадлежит китайскому экономисту Ху Аньгану:

«Пришла эра тэтчеризма и рейганизма, когда сфера государственного вмешательства в экономику стала сокращаться, началась приватизация»

Вторая же, на слуху у любого человека, который хоть немного интересуется экономикой и политикой, знаменитая фраза «железной леди» английской политики Маргарет Тэтчер:

-4
«Нет никаких государственных денег, есть деньги налогоплательщиков!»

На практике проведение подобных реформ оказалось губительным для стран, применивших подобные советы в собственном экономическом поле. Всюду где неолиберальные постулаты Вашингтонского консенсуса воплощались в жизнь, страдал промышленный сектор, росло неравенство, усугублялся кризис и падали доходы населения. Из стран, прочувствовавших всю прелесть неолиберализма в первую очередь на ум приходят США, Британия и, конечно же, Россия во времена реформ 1990-ых годов. Не будем вдаваться в подробности хода реформ и досконального рассмотрения ситуаций, в которых оказались страны. Приведу немного статистики, отражающей итоги проведения политики, предписанной Вашингтонским консенсусом.

Мировой финансовый кризис 2008 года, который иногда называют «великой рецессией», стал наиболее разрушительным со времен Великой Депрессии. Начавшись как американский ипотечный кризис он перетек на весь остальной мир, положив начало пагубным последствиям для мировой экономики. Последствия привязки мировой валютной политики к доллару показали себя во всей красе. По подсчётам Вашингтонского Института международных финансов, за 2007 г. и первую половину 2008 г. общий объём списаний банков разных стран из-за потерь составил около $390 млрд, причём более половины этой суммы пришлось на Европу. В течение 2008 г. стоимость американских компаний снизилась в среднем на 40 %; на основных рынках Европы, падение составило более 50 %, а значения российских биржевых индексов упали более чем на 3/4 по сравнению с докризисным периодом. Экстренная помощь компаниям банковского сектора со стороны государства в некоторых странах ЕС впоследствии стала одной из причин кризиса суверенных долгов, охватившего зону евро в 2010 году и привела к небезызвестной политике Европейской «тройки», которую многие экономисты признают как откровенно провальную и усугубляющую кризисное положение стран. Финансовый кризис спровоцировал мировое падение цен на нефть, страны с экспортно-ориентированной экономикой ощутили на себе удар в полной мере.

Кризис оказался наглядной демонстрацией необходимости возвращения к политике национального и мирового регулирования финансовых рынков. Несостоятельность существующей модели становится все более очевидна. Рыночные и монетарные инструменты регулирования финансового сектора более не могут выполнять (спорный вопрос могли ли вообще) выполнять возложенные на них регулятивные функции. Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев довольно точно отметил:

«Показано, что без глубоких институциональных и технологических изменений невозможно преодолеть глобальный кризис, имеющий циклический и структурный характер, и вывести экономику на качественно новый уровень эффективности и производительности труда… Финансы стали самодостаточной сферой современной экономики, приобретая спекулятивные черты, опасно отрываясь от её реального сектора. Отсюда потребность в регулирующих финансовых механизмах, стимулирующих инвестиции в новые производства и отрасли.»

Ждет ли нас возвращение к кейнсианским методам регулирования и ждут ли глобальные изменения в экономической политике — вопрос открытый. Необходимость в них объективно назрела. Окончание неолиберального раздолья предопределено и неизбежно.

***

Именно в это время все большую популярность набирают криптовалюты. Становясь одновременно аналогом современных денег, но с другой стороны, являясь совершенно непохожим ни на что другое платежным средством, криптовалюты смогли занять свою нишу в экономическом пространстве и начать оказывать стремительно нарастающее влияние на весь финансовый сектор.

Что же такое криптовалюта? Криптовалюта — разновидность цифровой валюты, учёт внутренних расчётных единиц которой обеспечивает децентрализованная платёжная система (нет внутреннего или внешнего администратора или какого-либо его аналога), работающая в полностью автоматическом режиме. Сама по себе криптовалюта не имеет какой-либо особой материальной или электронной формы (в целом весь финансовый сектор не входит в Систему национальных счетов, также криптовалюты не создают стоимости) — это просто число, обозначающее количество данных расчётных единиц, которое записывается в соответствующей позиции информационного пакета протокола передачи данных и зачастую даже не подвергается шифрованию, как и вся иная информация о транзакциях между адресами системы.

На сегодняшний день в мире используют несколько тысяч видов криптовалют. Наиболее распространенными считаются: Биткоин (Bitcoin), ИксЭрПе (XRP), Эфириум (Etherium), ЭОС (EOS), Лайткоин (Litecoin), Зи-кэш (Z-cash), Дэш (Dash), Риппл (Ripple). Первая (выпуск начат в 2009 г.) и самая популярная на сегодняшний день криптовалюта – BitCoin. Разработчик данной валюты Сатоши Накамото (возможно под этим именем скрывается группа разработчиков) создал электронную платежную систему, которая базируется на математических вычислениях.

Первая покупка за BTC произошла майским днем в 2010 году – была куплена пицца с доставкой «всего» за 10 000 монет. Интересно представить, сколько на эту сумму монет можно было сейчас, а через 7,5 лет их можно было продать за $70 млн. Сегодня наблюдается рост этой криптовалюты в геометрической прогрессии, а также периодические взлеты и падения ее курса с периодами сравнительно стабильного. В конце 2017 – начале 2018 годов биткойн демонстрировал самый большой рост, достигнув почти 20 тыс. долларов.

-7

Одним из важнейших направлений развития криптовалюты в современных условиях является потенциальная возможность ее использования не только в качестве средства платежа и обмена, но и как закрепленного в блокчейне права (обязанности), например в качестве «акции» или «векселя». Все отрасли экономики развитых стран мира все больше вовлечены в процесс формирования правовых режимов криптовалютной деятельности, и в первую очередь, это отражается на динамике использования биткоина на товарных рынках. Свободный обмен информацией, ее перемещение через границы стран и континентов, международная торговля, в том числе интернет-торговля, — это объективная реальность.

С ростом популярности криптовалют своего внимания на них не могли не оказать государства, однако, регулировать их весьма затруднительно или вообще невозможно. Одна из главных проблем регулирования криптовалюты — ее децентрализованность, а так же анонимность (это означает, что ее не поддерживает и не эмиссирует Центральный банк, правительство или юридические лица), она не может быть обменена на золото или биржевые товары. В настоящее время биткоин используется для оплаты товаров и услуг, однако ограниченное число магазинов по всему миру принимает биткоины к оплате. Во многих финансовых изданиях периодически возникали утверждения о том, что биткоины являются «новым золотом». Можно постараться предугадать как в недалеком будущем поведут себя государства в вопросах регуляции криптовалют.

Во-первых, конечно же, правительства могут принять решения о полном запрете использования криптовалюты. Вариант, очевидно, наиболее топорный и непрогрессивный, но кому-то может показаться оправданным. Как я уже указал ранее, недалекий взгляд при принятии решения о запрете использования криптовалют далеко не единственная проблема. Гораздо важнее тот факт, что ограничить и взять под контроль использование криптовалют невозможно априори, в этом ее главная прелесть, поэтому данный вариант оказывается неэффективным при любом раскладе.

Во-вторых, с учетом того, что всеобъемлющий государственный контроль над криптовалютами установить все же невозможно, есть вероятность, что многие государства отдадут приоритет институту саморегулирования. Наиболее адекватным решением со стороны государств, конечно же, может стать обеспечение мер для борьбы с преступлениями и киберпреступлениями с использованием криптовалют, защиту частных инвестиций и создание благоприятных условий для внедрения и развития инноваций.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц