Если вы приедете в Грузию, вам покажут крепость Царицы Тамары. И неважно, где она будет находиться в Гурии, или в Кахетии, в Картли, или Джавахетии, ее обязательно назовут крепостью царицы Тамар. Так грузины выражают свою любовь и поклонение к великой царице.
В числе легенд и сказаний о царице есть одна довольно значимая, и нашедшая отражение в Карлис Цховели. Легенда о том, как царица по-женски изощренно наказала предателя.
Когда не стало ее отца царя Георгия Давидовича, народ, не раздумывая предложил стать царицей Тамаре. Приближенные любили и ценили ее. Она не была такой красавицей, как ее сестра царевна Русудан, но и дурнушкой тоже ее не могли назвать. Статная и белолицая, с черными глазами и розовыми ланитами, она была привлекательна. Жизнерадостная, но не развязная, скромная и сдержанная, но в тоже время она могла так взглянуть на человека, что тот испытывал робость рядом с нею. Поэт сказал, что она «царственно вольно метала взоры вокруг себя». Полагавшаяся во всем на Бога, она приняла предложение стать царицей подданных после некоторых размышлений и молитв. Во всех делах и помыслах она во всем полагалась на Бога.
В годы ее правления Грузия расширила свои границы. Грузины овладели Персией, и заставили ее платить дань, и тогда персидские ханы обратились к халифу. Решили персы созвать своих единоверцев-огнепоклонников и войска из подчиненных стран. Халиф наделил гонцов золотом и отправил во все концы. Стали в Персию стекаться войска из Хорасана и Индии, Самарканда и Дербента. Прознала Тамара про то, что персы заговор против нее готовят и приказала своему главному советнику Антонио Чкондидели собирать войска и распорядиться, чтобы в храмах служили всенощные и литургии. И сама отправилась в Метехи молиться о победе. И молилась до тех пор, пока не прибыл гонец и не сообщил ей хорошую весть о триумфе, и о том, что войско Грузин не претерпело никаких потерь.
Сражение это состоялось между Ганзой (Гянджой) и Шамхором. Тамара была жесткой и требовательной в отношении к своим подчиненным. Из того, что ее воины завоевывали и привозили из захваченных стран, себе она не оставляла ничего. Насколько она была требовательной, настолько была щедра в отношении к своим ближним. Она также щедро одаривала монастыри и храмы. Она рассуждала так: чем богаче будут ее подчиненные, тем богаче будет ее государство.
Покоренные народы снова кинулись к шаху, чтобы он вымолил у Тамары согласия платить фиксированную дань. Халиф так и поступил, как просили его. Собрал для Тамар богатые дары и послал ей с мольбой, чтобы она перестала разорять их. Тамар пошла навстречу халифу.
А был среди покоренных правителей некий Нукардин. Это был султан Иконийского султаната в Анатолии Рукн ад дин Сулейман. Он присылал царице дары, клялся в верности и преданности, посылал Тамаре. Царица Тамара тоже посылала ему ответные дары и принимала его клятвы в дружбе и верности за «чистую монету».
Стремясь, таким образом, притупить бдительность Тамары, он собирал войско из народов Малой Азии, вооружал всех, кроме женщин. А когда набрал войско, то послал Тамаре письмо с заносчивым и самоуверенным содержанием. Получив этот вызов, Тамара собралась с духом, сначала обратилась к Богу с молитвой, а потом призвала к себе приближенных из тех, кто был рядом. Разослали гонцов во все концы и в короткое время собрали войско, способное противостоять заносчивому и лживому Нукардину. Сначала она направила к Нукардину посла с ответом, в котором упрекала своего вассала в лживости перед Всевышним.
И когда посол привез ответ Тамары Нукардину, ее войско стояло у подступах к Басиани, места дислокации нукардинова войска. Очевидно, военачальники Нукардина не ожидали, что Тамара так быстро отреагирует на письмо. И даже не выставили посты. Застигнутые врасплох турки вначале бросились бежать и прятаться. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В Картлис Цховреба говорится что победа легко досталась грузинам, а другие источники повествуют о том, что бой был тяжелым и кровопролитным. И только умелая расстановка сил грузинскими военачальниками решила исход победы.
Это сражение, состоявшееся между грузинскими полками и объединенным войском сельджукидов, возглавляемым румским султаном Рукн ад Дином, вошло в историю под названием Басианского сражения, и датируется 1202, а в некоторых источниках – 1203 годом.
Горожане украсили столицу Тбилиси, и с радостными лицами встречали победителей, торжественно вступивших в город, неся в руках знамя побежденного султана. Тамара помиловала многих из своих пленников. В других источниках говорится о том, что она приказала накормить их и отправила в тюрьмы. НЕ сразу решила она судьбу главного зачинщика этой битвы и предателя султана Рукн ад Дина. Не могла простить ему вызывающего тона его письма, его предательства. Иконийцы умоляли освободить их султана, взывая к милосердию царицы, готовы были отдать за его голову любые ценности.
Но не захотела царица ничего брать у народа, у которого было отнято все, что возможно, в ходе сражения. Тамар стремилась унизить своего бывшего вассала, который в глаза клялся ей в покорности и верности, а сам организовал против нее заговор. Идея пришла сразу. Она публично, при своем и румском народе, попросила за его свободу всего лишь лошадиную подкову. Такова была цена головы предателя султана.
После битвы под Басиани иконийский султан Рукн ад-Дин прожил не более года. Не смог вероятно пережить унижения и позора. Его сын Кылыч Арслан III был правителем султаната всего месяц. Как только брат Нукардина узнал о его смерти, он вошел в город вместе с византийскими наемниками и захватил власть.