Игра в танки стала социальным явлением, одним из артефактов эпохи, характеристикой общества. Она же и зеркало происходящего, причем как процессов непосредственно в социуме, включая дикий разгул безграмотности, сопряженной с агрессией и речевой разнузданностью, стимулируемыми сетевой обезличенностью и безнаказанностью, так и производственной, корпоративной "культуры".
Не подключенные
К танкам я был небезразличен давно. На заре столетия, когда подрабатывал в маленькой полиграфической фирме (замена этикеток с новым сроком годности и всякие бланки с печатями тоже были), умудрился большую часть зарплаты слить на "Энциклопедию танков" - шикарное издание, толстенный том. К тому времени книги уже стоили дорого, а зарплата была маленькая. Но это так, штрих.
А собственно игра WoT пришла ко мне по железной дороге. Я жил тогда в очень далеком от центральной России городе, и не было там ни железной дороги, ни оптоволоконной магистрали. ADSL был для меня слишком дорог, да и все равно он не давал необходимой скорости. Поэтому я пользовался мобильным Интернетом, скорость варьировалась от 20 до 500 кбит/сек.
В то же время выделенка у меня имелась, шнурок в квартиру завели, но нормальная скорость присутствовала только на внутренних ресурсах, а для внешних существовал отдельный тариф, рыночный и беспощадный. Когда "антипиратским законом" окончательно забанили внутренние файловые хранилища шнурок стал не нужен.
Дорога в Китай
Железную дорогу, ответвление от БАМа, тащили в тот город давно. С переменным успехом. Последний рывок начался аж в 2005 году в Томмоте. Я журналистом работал, присутствовал. И к 2011 году полотно довели, но не до самого города Якутска, а на другой берег реки. Решили, что этого достаточно для церемонии укладки "золотого звена".
По правде говоря, в изначальных планах был еще мост, и пути должны были зайти в город на пассажирский вокзал, в промзону на товарную станцию и к речпорту на сортировку "вагон-судно-вагон". Но для этого пришлось бы даже не реконструировать, а перестраивать речной порт, еще и всерьез заняться обустройством речного фарватера и канала. Без активных работ фарватер уходит в другой руках у противоположного берега, а канал мелеет. Объективный процесс.
И все это имело бы большой смысл при обустройстве торгового пути Китай-Северная Европа, то есть из речного порта грузы идут до Северного морского пути (СМП) в Тикси, а там в эту самую Европу. Все это мимо либеральной стратегии, так что железная дорога благополучно остановилась. Забавно, если смотреть из Якутска, то дорога эта ведет в Китай, просто рядом с границей можно пересесть на поезда во Владивосток или в Сибирь и дальше.
Плачущие урочища и подвалы
Позднее или сразу началось шапито с автомобильным мостом. Китайские миллионеры, потенциальные инвесторы, на Восточном экономическом форуме сильно удивлялись, почему не совмещенный мост, даже были готовы быстро профинансировать перепроектировку и в ближайшие сроки взяться за реализацию, там речь была о концессии.
У представителя федерального Минтранса чуть припадок не случился от китайских инициатив - за это же никто не занёс!! Какой еще совмещенный мост?! Даже за автомобильныё еще не занесли! Китайцы вспоминали расстрелы на стадионах в родном Китае и улыбались. Я, конечно, быть может, выдумываю и наговариваю на честных госслужащих, которые ни сил, ни жизни не жалеют, всё кладут на алтарь тёмного буржуазного будущего и индивидуально-сытного настоящего. Да и китайцы, кто их поймет, о чем они там думают, о стадионах ли. Я вот точно не про стадионы думаю, когда вижу государственных служащих либеральной ориентации. О подвалах и глухих заболоченных балках и урочищах думаю.
Кстати, один проект совмещенного автомобильно-железнодорожного моста уже был готов, но срок госэкспертизы вышел, пока минтрансовские и полпредовские тёрки тёрли, в смысле клали жизни на алтарь, служили, терпя лишения и превозмогая.
Отмороженный
Ну да ладно, там шапито вроде к чему-то пришло в очередной раз, вроде опять обещают что-то уже скоро. А в ноябре 2011 на торжественную церемонию укладки "золотого звена" прибыл тогдашний президент РФ, эльф и медвежонок, который вам не Димон. Надо сказать, что в ноябре еще не совсем космос, до полтинника мороз не морщинится, но что-то между 30 и 40, хоть и ближе к 30, но в чистом поле с ветерком. Нормально так, самое время выпить коньяка с горячим кофе и попрыгать, пока ФСО всех проверяет и готовит прибытие.
Стоят все, прыгают. Местное руководство и почетные бамовцы в серьезных одеждах, в мужских шапках, лохматых и не очень. И тут этот, в вертолете чуть поодаль. И в каком-то пижонском пальтишке кожаном, чуть яйца прикрывающем, и с голой головой. Ну явный эльф. Его после этого долго еще отмороженным звали, связывая все его решения с тем променадом под Якутском.
Хотя, я думаю, что необратимые процессы куда как раньше начались в той голове. Либеральные, по превращению человека в сказочного... то ли эльфа, то ли орка. Местным, кстати, тоже пришлось шапки снять, дворцовый этикет. А на таком морозе нельзя просто снова одеть шапку и отогреться, так это не работает, надо в тепло идти чтобы отогреться.
Ну так вот, а потом началось обустройство путей с целью последующего открытия регулярного движения, грузового и пассажирского. Году в 2019 доделали, лет 7-8 ушло, но это с учетом приемки и хитрых экономических интересов. В режиме временной эксплуатации можно выйти из-под тарифного регулирования и хорошие деньги иметь, грузы то все равно уже шли. Но самое главное для моего рассказа, в обустройство входила и прокладка магистральной оптоволоконной линии вдоль дороги.
Танки на восток
Каким-то образом, опять же не без хитрых ходов, которые не для общественных ушей, от магистрали сделали ответвление на Якутск. Что характерно, уже после, поняв, что конкурент появился, без всякого напряга свои магистрали потащили в город и мобильные операторы. Могли, оказывается, и без железной дороги. Ну, вот так и появился у меня в 2013 году высокоскоростной Интернет. Значит, я незамедлительно установил WoT.
Я наблюдаю за игрой со стороны игрока, но прекрасно вижу и понимаю, что происходит в компании. Или просто я считаю, что понимаю, сейчас не важно, сейчас это именно так, а потом посмотрим. На 2020 выпало десятилетие танков, ну так интерпретации "славной" истории крайне банальны и неказисты, но вполне в русле сложившейся и главенствующей корпоративной этики и управленческой традиции. Либеральной, конечно.
Эльфы в танках
Итак, минские парни решили сделать игру. Парни то явно изнывающие под гнётом диктатуры батьки, жаждущие глотка свободы. И, конечно, игру они решили делать про эльфов. Бросить вызов всем этим безесдам и прочим. Хотя нет, бросить вызов батьке, "потому что мы банда эльфы!". Неизвестно кто, но кто-то надоумил ребят, по их версии - они сами, что лучше все же делать про танки. Причем такие, которые близки нормальным людям, и хорошо бы периода Великой войны. И получилось!
Но эльфа просто так не перекуёшь. Изначально оставили схему прокачки персонажа танка как в RPG - с ростом уровня растет в геометрической прогрессии количество очков, необходимое для следующего уровня. И количество очков, за наносимый урон и прочее. Но тут быстро обнаружился косяк: в RPG до 80 lvl расти можно и дальше, и противники постоянно растут, и монеты с опытом за более опытных противников сыпятся лучше. А здесь - уперлись в 10-й уровень. И экономика игры наперекосяк, и тем более принцип набора опыта мимо.
Идея стокового и топового варианта каждой машины вроде вполне танковая, от опытного проекта к серийному и модернизированному. Только этот принцип уже закладывался в раскидывание танков по уровням, но его впихнули еще и внутрь уровня. В очень редких случаях это дало вариативность выбора вооружения (пушки), что, скорее, исключение, которое подтверждает правило, из которого торчат острые уши эльфа. Надо же подбирать броню и оружие на каждом уровне, именно так делают эльфы. Зато изначально стоковые варианты оказывались порой слабее топов предыдущего уровня, и превращали прохождение в поедание кактуса, когда, чтобы добраться до съедобной сердцевины надо было иголки пережевать и проглотить.
Толерантность и права дебилов
Кстати, о прохождении. Вот здесь эльфы отошли от принципа многих игр, и даже классических диабл и тому подобных, где для прохождения на следующий уровень, или в открытых мирах просто для дальнейшей раскачки и выполнения квеста, надо одержать суперпобеду, одолеть босса, выкосить толпу, перепрыгнуть пропасть, разгадать тайну иероглифов, да хоть что-нибудь сверх того, с чем начинал играть.
Нет, в танках можно тупо вытерпеть уровень на одних проигрышах не делая ничего. Речь даже не о необходимости полезных действий, осмысленного поведения в игре, которое говорит о начале понимания техник, механик, тактик, карт. Просто ничего не делать, раз за разом, и будет следующий уровень. Это тоже очень по эльфийски и либерально: нельзя травмировать, каждый имеет право, пусть каждый сможет, нужно абсолютное равноправие, это же не спорт какой. К слову, спортивную составляющую танков успешно слили.
Ну, по итогу получили ботов, получили игроков, которые годами ничего не понимают в игре, но оказываются на топовых уровнях, множа бедлам и хаос (в игре 15х15 атомизированных геймеров - хаос неизбежен, вопрос в его уровне). Получили неиграбельные варианты танков. Заложили низкую играбельность средних уровней, где катаются исторические машины. Специальный исторический режим сделали было, но похерили (не эльфийское это дело). Это то, что было в механиках. Но есть еще и корпоративные традиции.
Отчеты - смысл дела
Для собственников компании важна прибыль, еще раз прибыль и ничего, кроме прибыли. Для сотрудников компании так же важна в основном прибыль, но уже личная. И частично амбиции. Чтобы оправдать свои прибыли/зарплаты перед начальством нужно демонстрировать эффективность. В случае с игрой, которая с ходу, в крайне корявом графическом исполнении, с примитивными механиками втянула миллионы игроков, эффективность становится именно демонстрацией. Как это работает?
Да очень просто, как в любой другой компании, посредством отчетов о бурной деятельности. Как там в песне было: "Здесь мерилом работы считают усталость". А помимо усталости количество затраченных ресурсов. И начинается бурная деятельность, дающая побочные эффекты, вроде бы улучшающие игру, но проблем не решающие.
И снова ради дебилов
Начнем с техники. Для финансовых показателей вводят все больше прем-техники, прем-танков, плюс бесчисленные скины (привет эльфам). И это при том, что проблемы в ветках прокачки решены не были. Заодно стали вводить новые "десятки", плодить топов, сочиняя отростки на старых ветках прокачки. При вводе новых танков с новыми характеристиками баланс дико менялся. Проблемы нарастали. Решили оптимизировать ветки, убрав часть прокачиваемых танков в коллекционные (раньше просто выкидывали). Не помогает.
Ранее выдали за огромное достижение - а на презентациях и отчетах для собственников, назначающих зарплаты, это действительно выглядит как достижение, - изменение балансировщика. Убили льготные премы, сделали проходными все уровни, кроме 9 и 10. То есть как раз там, где Т-34, ИСы, Тигры, Шерманы - там уже не поиграешь, там с трудом. Цель игры - топы, которые большинство "бумажные", существовавшие в чертежах или редких экземплярах.
И как итог - ввели так называемые чертежи, которыми можно открывать ветки не заморачиваясь. Вернее, придется все же покатать чутка, как раз состояние кактуса, сток, чтобы докачать до топовой комплектации, с которой уже доступно открывать следующий танк чертежами. С экипажами та же ерунда. Одним словом, собственно историческую часть игры эльфы благополучно убили, усиленно продвигая эльфийскую. Причем под лозунгами "равноправия и толерантности", не умеющие играть, без скила, ленивые, тоже имеют право играть на высших уровнях. Эльфы, чё.
Забавная география
Ну, и карты. Их сделали красочными и красивыми. птички поют, объекты рушатся, грязь из-под гусениц летит. Вот только по меркам RPG это маленькие пустые карты, это и близко не тянет на масштабы самого захудалого мирка у натуральных эльфийских игр. И для танков, в ходе бесконечной гонки вооружения, карты стали маленькими, тесными. Карты сделаны вообще без учета играбельности, зато идеальны для презентаций и отчетов.
Идущие сплошь друг за другом ивенты и прочие события. Они, кстати, всё больше скатываются в какие-то фэнтези, конкретно эльфийские штучки, причем уже даже не подросткового уровня, а младшего школьного возраста. Зато, опять же, прекрасно смотрятся в отчетах. Как и введённая колёсная техника, которую проклинают очень многие игроки. Но в отчетах то, в отчетах!
Один забавный момент. Есть у этой кипрской компании помимо минского офиса, который отвечает за танки, он вроде как главный из всех филиалов, управляемых с Кипра, еще и отделение в Санкт-Петербурге, делающее корабли. Одно время я за ними пристально смотрел, у них кстати, удавалось и пока еще кажется удается соответствовать первоначальной идеологии военного слоу-шутера без скатывания в эльфизм. С родовыми мутациями танков, конечно, но сглаженными. И сейчас минские очень часто начали внедрять в танках решения и находки питерского офиса. Но не афишируя, конечно.
Бить будут по роже
Итак. Каким-то случайным озарением, или еще чем объяснить, но была создана игра про танки, вопреки желанию эльфов. Эльфы упорно хотят переделать её под себя, и про себя. Инерция простой и правильной идеи до сих пор оказывается сильне эльфов, которые даже поломать качественно ничего не могут. Но критическая масса нарастает, во что это выльется - неизвестно.
При этом в деятельности компании видны все либеральные клише: работа на чистый отчет и количественные показатели затраченных ресурсов, при том что конечный результат в виде игры для игроков, или исправления ранее допущенных ошибок абсолютно игнорируется. Признать ошибку и заявить, что коллектив целый год работал над исправлениями, а не "развивался вводя новые объекты" - так нельзя же, не по-либеральному, не-инновационно. Вспомнили они про "Рубикон" на десятилетии? Обмолвились, что это был жесточайший провал, после которого начались метания, сильно напоминающие по отсутствию эффективности антиковидную истерию?
И офис на Кипре, и заигрывание с младодемократиями, и заискивание перед "домом на холме" (а это всё видно, стоит присмотреться) - обыкновенный, банальный, стандартный подход в рамках либеральной модели. "Единая Россия" этот метод отточила до блеска яиц. И это только по инерции игра про танки, в уме они все держат эльфов и орков, мир с сауроном.
У нас тоже Победу каждый год празднуют, музыка гимна старая, но что это меняет? Кремлёвские эльфы для отчетности и личного благосостояния тоже стараются превратить всё в орко-эльфийскую сагу, превозмогая инерцию.
Но есть мнение, что это шапито само себя сжирает. Смутные времена приходят. Бают, что маски срывать начнут, и бить не по отчету, а по роже.