В Рязани начал работу проект «Наставничество», который поможет воспитанникам детских домов найти себе настоящих взрослых друзей
Это история про доверие
В жизни каждого из нас были люди, которые определили направление нашего будущего пути на том или ином его отрезке. Особую роль родители, учителя, тренеры и старшие товарищи сыграли для нас в подростковом возрасте. На одних из них мы решили равняться. Другие, подсказали верное решение в сложной ситуации. Третьи до сих пор ведут по жизни своими мудрыми советами.
Но детям в детских домах таких друзей обрести довольно трудно. Поэтому мальчишки и девчонки старше 12 лет чаще всего остаются один на один со своими подростковыми проблемами, а выходя во взрослую жизнь испытывают больше трудностей, так как отныне самостоятельно должны заботиться о себе.
Про проект
Чтобы изменить подобную ситуацию, еще семь лет назад Благотворительный фонд «Солнечный город» начал в Новосибирске проект «Наставничество», который помогает детям-сиротам находить неравнодушных взрослых-наставников, людей, которые становятся для ребят и друзьями и доверенными лицами. Проект стал настолько успешным, что вышел за рамки одной области и уже реализуется в Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Перми, Уфе, Иваново, Оренбурге, Красноярске, Краснодаре и Иркутске.
Всего в 16 областях страны создано 430 пар, в которых взрослый человек стал наставником для ребенка. У каждой такой пары есть своя «изюминка»: кто-то совместно занимается спортом, кто-то любит ходить в кино, кто-то вместе ездит помогать бездомным животным. Но у всех есть одна общая черта: наставник и ребёнок со временем становятся по-настоящему близкими.
Такая дружба-наставничество сильно меняет подростка. По данным ежегодных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе. 74% детей становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.
Важен в процессе наставничества и тот факт, что и сам взрослый много черпает из этой дружбы.
Про регион
В нашем регионе проект запущен совсем недавно, а реализует его рязанская команда Автономной некоммерческой организации поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство» - руководитель организации Елена Макаровская, психолог проекта Алена Волчкова и куратор Алла Харламова.
- Последние три года так или иначе в нашей среде всплывала тема наставничества, были тренинги, встречи, споры, иногда с пеной у рта: работает технология или не работает, - вспоминает Елена Макаровская. – И все это оттягивалось до той поры, пока не появился Новосибирск и Детский фонд «Солнечный Город» с проектом «Наставничество». Теперь проект стал Всероссийским и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Мы с радостью объявили набор кандидатов в наставники. Многих из тех, кто заполнил заявки на участие в проекте, мы знаем. Кто-то учился в школе приемных родителей, но понял, что не готов взять на себя такую ответственность. Кто-то помогает нам как волонтер, но решил, что сможет дать ребенку больше в роли наставника. Ну, а стать наставником может любой человек старше 24 лет. В этом возрасте люди уже, как правило, имеют образование и жизненный опыт, понимают долю своей ответственности и принимают детей такими, какие они есть.
Про детей и взрослых
С первыми анкетами кандидатов уже работает психолог Алена Волчкова. Она же является штатным психологом школы-интерната, где и будет реализован проект. Сегодня в этом учреждении живут и учатся 47 подростков, большинство из которых – старше 12 лет, то есть могут принять участие в программе наставничества. Двенадцать мальчишек и девчонок уже приняли решение об участии в проекте. Остальные пока раздумывают.
- Кто-то из них уже участвовал в программах наставничества. Есть те, кто разочаровались. Но есть и другая категория ребят, они либо все еще связаны узами дружбы со взрослыми, либо подыскивают себе такого друга. А еще есть ребята, которые сразу спрашивают, можно ли им наставника побогаче, - улыбается Алена. – Это - дети! Куда от таких вопросов денешься? Разъясняю им, что доверие и открытость важнее дорогого телефона.
Я почему поверила в этот проект? Мы честно рассказываем о всех плюсах и минусах таких отношений, об ограничениях, которые существуют, например, на покупку наставниками дорогих подарков. Объясняем, что это не волонтерство – приехал, когда смог или захотел. Что нужно будет встречаться с ребенком каждую неделю, причем, первое время – под наблюдением специалистов. А еще - писать отчеты о встречах. Мы рассказываем, что со стороны детей могут быть провокации, ведь работать нужно будет с ребятами, которые зачастую разуверились во взрослых или относятся к ним настороженно. Что эффект от такой дружбы можно будет увидеть лишь месяцы спустя. И все же радует, что есть люди, готовые взять на себя такую ответственность. Заявки подали уже 16 человек. А в будущем, конечно же, мы надеемся, что у каждого ребенка в школе-интернате будет свой наставник.
Про наставников для наставников
В перспективе, подчеркивает Елена Макаровская, проект будет распространен на все регионы и всех детей, оставшихся без попечения родителей. Пока же главная задача людей, которые реализуют его в Рязани, самим стать наставниками для наставников. И не только для наставников, но и для сотрудников школы-интерната. В этой сложной работе основная нагрузка ложится на куратора проекта – Аллу Харламову. Именно она обеспечивает взаимодействие между всеми участниками процесса: детьми, наставниками, руководителями и сотрудниками учреждения. Алла много лет работает с детьми, оставшимися без попечения родителей, и для многих сама давно уже стала наставником: ей днем и ночью звонят бывшие воспитанники, она поздравляет с днями рождения не только их, но и их детей – настолько близкими и долгими стали эти отношения.
- Наверное, я первый скептик в этом проекте. Я прекрасно понимаю, насколько трудно будет его реализовать, ведь здесь нужна поддержка всех сторон, а моя задача – все эти стороны сплотить, настроить на один лад. Первая моя задача – поиск наставников. Но есть и другая, не менее важная: школы-интернаты – учреждения закрытые, со своим, сложившимся «климатом», четким регламентом в работе, в который мне нужно будет встроить «посторонних» людей. Здесь важно сделать эти процессы как можно более доброжелательными и открытыми. Мы все прекрасно понимаем, что детский дом дает ребенку внутри своего заведения максимум уюта, тепла, доброты и поддержки. А вот за его стенами дети становятся бессильны. У них отсутствуют семейные связи, и как итог - тесные эмоциональные контакты, отсутствуют навыки самообслуживания. Им нужны помощники в простейших бытовых ситуациях, впрочем, как и люди, которые дадут дельный совет, например, о выборе вуза. Чтобы перейти в нечто большее, такая связь между ребенком и наставником должна вырасти в стенах учреждения, а все мы – кураторы и сотрудники школы-интерната, должны этому росту поспособствовать.
Наставник - это человек, который искренне интересуется жизнью ребенка, поддерживает его и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома.
Задача – не из легких. И все же, «ПроДетство» за нее берется. Совсем недавно, Елена, Алена и Алла прошли обучение на площадке Всероссийского форума «PRO-подростков» для сотрудников детских домов, специалистов органов опеки и попечительства, представителей некоммерческих организаций, где говорили об актуальных технология работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе, о положительном опыте работы в других регионах проекта «Наставничество». Пару дней назад они провели в «Точке кипения» встреча с потенциальными кандидатами в наставники. А уже в конце этого месяца запускают серию обучающих семинаров для тех, кто готов стать наставником для ребенка.
Друзья, надеюсь статья была вам интересна! Заходите на мой канал, подписывайтесь, лайкайте, комментируйте.