Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Чучело». Размышления о книге и вопросы к ней.

В первый раз я прочитал «Чучело» в начале 90-х, и тогда я легко проскочил самый странный момент произведения – крайне малое количество действующих персоналий, в классе куда попала Лена Бессольцева. Меня это не смутило по одной причине – до окончания 8-го класса, я учился в сельской школе, в нашем классе как раз и было 8 человек. Вполне нормальное количество для небольшого села. И поэтому «актив» класса Лены мне и казался всем классом, ну что с того, что там упоминается какая-то серая масса, ну и фиг с ней. По данному признаку очень легко определить произведение (о школе и школьниках) «чисто» художественное, написанное «с нуля», от книги хотя бы частично основанной на автобиографии писателя – нет полного полотна класса/группы с характерами человек как минимум 20. Сравним «Чучело» с той же «Республикой ШКИД» и «Последней гимназией» (в последней, кстати, герои ШКИДы представлены более обширно), или, скажем, «Мужской школой» Альберта Лиханова – сколько персонажей в этих «автобиографич

В первый раз я прочитал «Чучело» в начале 90-х, и тогда я легко проскочил самый странный момент произведения – крайне малое количество действующих персоналий, в классе куда попала Лена Бессольцева. Меня это не смутило по одной причине – до окончания 8-го класса, я учился в сельской школе, в нашем классе как раз и было 8 человек. Вполне нормальное количество для небольшого села. И поэтому «актив» класса Лены мне и казался всем классом, ну что с того, что там упоминается какая-то серая масса, ну и фиг с ней.

-2

По данному признаку очень легко определить произведение (о школе и школьниках) «чисто» художественное, написанное «с нуля», от книги хотя бы частично основанной на автобиографии писателя – нет полного полотна класса/группы с характерами человек как минимум 20. Сравним «Чучело» с той же «Республикой ШКИД» и «Последней гимназией» (в последней, кстати, герои ШКИДы представлены более обширно), или, скажем, «Мужской школой» Альберта Лиханова – сколько персонажей в этих «автобиографических» произведениях, и сколько в «Чучеле». Мало придумать каждому имя, отдельному персонажу потребуется еще и характер, и место в школьной «экосистеме», а как это сделать без реальных воспоминаний? Некоторые и опускают эти детали в ущерб целостности повествования, в том числе и Железников. Вследствие этого концы и не вяжутся. Кстати, при всем уважении, у Владислава Крапивина, цельное полотно класса с характерами также как правило отсутствовало. То есть по факту в классе Лены Бессольцевой мы имеем лишь Шмакову, Кнопку, Диму Сомова, Лохматого, Рыжего, Вальку, Попова и Васильева – остальные безликая толпа, блин, ну так не бывает.

-3

Уже после переезда своей семьи из села в небольшой городок, при повторном чтении «Чучела» я сильно стал сомневаться в возможности травли Лены в реальности, да и саму структуру ее шестого класса я нашел уже очень странной. Скажем так – у Лены могли бы быть проблемы (скорее всего были бы, даже если бы она не «накосячила») с прессингом в моем бывшем сельском классе, но уточню - только со стороны девочек, со стороны пацанов ни в коем разе, разве что совсем немного, и все быстро бы сошло на нет, дня за три. А вот в классе человек за 20, именно такой класс подразумевается в самой книге, ну… нет. Ну честно, в классе, куда я попал после переезда семьи, были и страннее девочки, ничего с ними не случилось. (Во всяком случае, что касается 80-х и 90-х годов, сейчас, местами все гораздо хуже и среди девочек). И это при том, что у нас были две ярко выраженные «классические», соперничающие «альфа-самки». В отличии от Шмаковой и Кнопки, которые антиподы, наши звезды были похожи как две капли воды и терпели друг друга с трудом.

Ну и самое главное насчет девочек – вспомните, когда это в классах нормальной наполняемости «альфа-самки» пребывали в гордом девчачьем одиночестве? У них просто обязаны быть подружки, как минимум одна наивернейшая, которая ей в рот смотрит. Это закон природы, как бы сказать, без этого никак. Таковые подруги – верные адьютантши, должны быть и у Кнопки, и у Шмаковой (у этой уже 200 %). В крайнем случае, если бы это была действительно сельская школа, и Шмакова и Кнопка существуй они в реальности, навербовали бы бета-подруг в классе младше – и такие сойдут.

Так что попади Лена Бессольцева в настоящий класс, в небольшом городке, обошлось бы все без драмы. Альфа-самки живут в своем мире и таких как Лена считают, простите, «лохушками», в упор не видят и никак не мешают их бренному существованию, если те сами с дуру не перебегают им дорогу. Кстати, о конфликте интересов, центром которых является Дима Сомов. Ну, право, смешно. Для таких как Шмакова даже такие одноклассники как Попов и Сомов (то есть те, с кого можно что-то поиметь), тоже мелкие «лошки». «Шмаковых» всегда интересуют пацаны старше, и такая Шмакова искренне и счастливо, первой бы ржала над несуразной парой Сомова и Лены, без какой-бы то ни было зависти.

-5

Но Шмакова персонаж хотя бы близкий к реальности (если не брать в расчет отсутствие подруг и пристрастие к выбору пары среди одноклассников; кстати, она до странности напоминает мою реальную одноклассницу из сельской школы), а вот Железная Кнопка, как правильно замечают во многих обсуждениях, типаж мифический. Она сама готовый кандидат если не в изгои, то уж точно в «железные» одиночки. И девочки, и мальчики считали бы ее куда более странной чем Лену Бессольцеву.