Буквально на второй день после вторжения немецких войск на территорию СССР вермахт столкнулся с одним из вопиющих недостатков своих вооружений. Это случилось в день, когда советский генерал Михаил Кирпонос в рамках контратаки против частей группы армий «Юг» на Украине впервые использовал танки Т-34.
Артиллеристы немецкой 197-й пехотной дивизии были буквально поражены неуязвимостью толстой наклонной брони советских танков, от которых 37-мм снаряды их противотанковых пушек попросту отскакивали, не причиняя никаких повреждений. Нужно было что-то предпринимать, и как можно скорее.
Ситуация усугублялась тем, что на начало войны у немцев даже в разработке не было танков, которые могли бы на равных конкурировать с Т-34 или КВ-1. Поэтому было принято решение в кратчайшие сроки создать некую промежуточную конструкцию истребителей танков и производить их до тех пор, пока в строй не войдут новые более совершенные танки и самоходные установки. В результате получилась серия Marder.
Идея была довольно проста. Нужно было взять мощную противотанковую пушку и установить ее на шасси уже устаревшей и не представляющей боевой ценности бронемашины. В качестве последней был выбран легкий танк Panzer II. В качестве орудия немцы решили установить захваченные в большом количестве в первые недели операции «Барбаросса» советские 76,2-мм пушки Ф-22.
Машина получила обозначение SdKfz 132. Лафет без колес устанавливался на танковое шасси с помощью специальной монтажной пластины. Щитовое прикрытие толщиной всего 8-10 мм могло защитить расчет только от пуль, при том что сам корпус Marder II имел броню от 14 до 35 мм.
Интересно, что спустя всего два дня после запуска программы Marder II было принято решение запустить аналогичную программу по разработке истребителя танков Marder III на шасси легких танков Pz.Kpfw.38(t). К легким танкам последние относились достаточно условно и в основном выполняли те же задачи, что и средние Pz.Kpfw.III. Не удивительно, что потери их оказались огромны и стало понятно, что на Восточном фронте их время ушло.
В итоге с созданием Marder II и Marder III в начальный период войны немцам частично удалось сократить катастрофическое отставание в огневой мощи от советской бронетехники. Самоходка могла пробить лобовую броню КВ-1 с 350 метров, правда, при этом и сама она была легкой мишенью. Орудие располагалось высоко, а противопульная броня спасала далеко не всегда.
Тем не менее «Мардерам» удалось провоевать до самого окончания войны - на 22 января 1945 года в немецких войсках числились еще 23 самоходные установки. Сегодня две из них находятся в музеях: одна - в США, вторая - во Франции.