Найти в Дзене
avialesookhrana

ВОДОСЛИВНЫЕ УСТРОЙСТВА (ВСУ)

Транспортировка ВСУ происходит на подвесной системе вертолетов Ми-8мтв, Ми-26. Водосливное устройство имеет различную емкость: объемом 5 и 15 тонн. На вертолет Ми-8мтв устанавливают ВСУ-5А, на Ми-26– ВСУ-15А.

ВСУ предназначены для тушения лесных пожаров с воздуха или для заполнения наземных резервуаров водой в районе лесных пожаров. Это необходимо, если лесной пожар действует в том месте, где нет природных водоисточников или нет возможности доставить воду наземным транспортом. Учитывая, что ручной труд – это основной способ тушения лесных пожаров, особенно в удаленных и труднодоступных районах, где не может проехать техника, доставка воды в мягкой емкости – является важным фактором в борьбе с лесными пожарами.

Заполнение ВСУ водой осуществляется путем забора воды в режиме висения вертолета из водоема глубиной не менее 1,5 м для ВСУ-5А и 3 м-для ВСУ-15А. Время заполнения от 10 до 17 сек. Слив воды происходит со скоростью 900 литров в секунду.

-2

История создания ВСУ.

Первые модели этих систем, ВСУ-5, были разработаны в 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и ФБУ «Авиалесоохрана» для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Водосливное устройство имеет форму корзины и состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана.

Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. Крепится ВСУ к вертолету на внешней подвеске с помощью троса длиной 20 метров. Слив выполняется летчиком-наблюдателем с помощью пульта управления.

На сегодняшний день все ВСУ-5 выведены из эксплуатации, и заменены на усовершенствованные ВСУ-5А. Водосливные устройства ВСУ постоянно модернизируются, проходят летные испытания, отработку в производственных условиях (тушение пожаров). ООО «НПП «Астра» совместно с ФБУ «Авиалесоохрана», МЧС РФ, СПбНИИЛХ и ОАО НПК «ПАНХ» (г. Краснодар) регулярно проводит контрольные летные и стендовые испытания ВСУ с учетом работы в производственных условиях.

Конструкция ВСУ-15А аналогична. Это устройство предназначено для работы с вертолётом Ми-26Т, и рассчитано на забор 15 тонн воды.

-3

Практика применения данных устройств выявила следующую проблему. Даже 15 тонн воды, сброшенные на лесной пожар недостаточно эффективны. Горение на поверхности прекращается, но высокая температура быстро высушивает её. Достаточно лёгкого ветерка, и дерево разгорается снова. Поэтому в дополнение к ВСУ применяется ещё одна система – СДП (Система добавления пенообразователя).

СДП - Специальное вещество, образующее пену. При попадании на горящую поверхность образуется «плёнка», препятствующая доступу атмосферного кислорода. СДП представляет из себя ёмкость, объёмом 250 литров для ВСУ-5А, и три идентичные для ВСУ-15А. СДП управляется блоком управления.

-4

Технология тушения лесных пожаров при помощи ВСУ заключается в следующем. Вертолет с ВСУ находится на аэродроме в дежурном режиме и вызывается на тушение пожара патрульным воздушным судном. Летчик-наблюдатель, получив сообщение, анализирует его и подбирает пригодный для работы, ближайший к пожару водоем. Для выбора тактических приемов тушения пожара летчик-наблюдатель с командиром вертолета рассчитывают заправку топливом, допустимую загрузку для доставки десантно-пожарной группы и грузов, и вертолет вылетает к пожару. После десантирования авиапожарных с воздуха подбирают площадку для посадки вертолета с выключением двигателя и установки ВСУ из транспортного в рабочее положение, после чего вертолет направляется к водоему для забора воды. Прицельный слив воды выполняет летчик-наблюдатель, который задает экипажу режим полета, указывает кромку для тушения. При скорости вертолета 50-70 км/ч с высоты 15 м над пологом леса сливается вода, в результате чего образуется смоченная полоса длиной от 75 до 230 м., шириной от 10 до 20м. в зависимости от моделей ВСУ.

Не стоит забывать, что авиация оказывает вспомогательную помощь наземным группам, снижая класс пожарной опасности. Вертолёты сбивают пламя, а авиапожарные не дают ему вспыхнуть вновь.

ВСУ применяются не только в России, но и в других странах.