Глазами Валерия Плотникова. За кадром фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" - 2

15K прочитали
Анатолий Солоницын (Василий Антонович Сарычев, секретарь губкома РКП(б)), Сергей Шакуров (Андрей Тимофеевич Забелин, командир эскадрона), Александр Пороховщиков (Николай Кунгуров, председатель ЧК (озвучил Игорь Кваша)) на съемках. 1973 год
Анатолий Солоницын (Василий Антонович Сарычев, секретарь губкома РКП(б)), Сергей Шакуров (Андрей Тимофеевич Забелин, командир эскадрона), Александр Пороховщиков (Николай Кунгуров, председатель ЧК (озвучил Игорь Кваша)) на съемках. 1973 год

В ноябре 1974 года широкий прокат вышел фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Черновым названием сценария было «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком». Источником вдохновения для режиссёра послужили три классических спагетти-вестерна Серджо Леоне, главные роли в которых исполнил Клинт Иствуд. Трилогия состоит из трёх фильмов - "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой". Характерную музыку для всех трёх фильмов написал Эннио Морриконе.

Второй вестерн из трилогии:

Сценарию фильма предшествовала повесть "Красное золото", написанная в соавторстве Никитой Михалковым и Эдуардом Володарским. Согласно повести, действие происходит в Сибири у границы с Монголией. Брат главного героя оказывается забайкальским казаком, который воевал у атамана Семёнова. Поезд с золотом должен двинуться в Москву через Челябинск.

Сюжет был взят из небольшой журнальной заметки, рассказывающей историю путешествия из Сибири в Москву поезда с золотом, реквизированным у буржуазии, о том, как оно было захвачено белогвардейской бандой и переходило из рук в руки, пока, наконец, не было отбито чекистами.

Подготовка к съёмкам шла всего несколько недель, а приступить к работе Михалков смог лишь после службы в армии.

Павильонные съёмки картины проходили на киностудии "Мосфильм", натурные - в Чечне, неподалёку от Грозного, и в Азербайджане, в окрестностях Баку.

По воспоминаниям композитора Эдуарда Артемьева, работа над музыкой шла легко и быстро. После встречи с режисссёром, который на словах рассказал, чего хочет, и продемонстрировал примеры из американского кинематографа, Артемьев сходу "просто сел и сыграл" главную музыкальную тему фильма.

Эдуард Артемьев и Никита Михалков
Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Съемки фильма проходили с перерывами - с июля по декабрь 1973 года. Работа началась в павильонах «Мосфильма», где был выстроен Губком и некоторые другие интерьеры. Затем группа переместилась в тогда еще подмосковное Марфино – там сняли натуру и сцену проводов эскадрона красноармейцев. Большая часть натурных эпизодов, в том числе сплав по реке, была отснята под Грозным.

Константин Райкин вспоминал о сцене сплава Шилова с Каюмом на плоту по горной реке: "Во время съёмок мы тонули по-настоящему, прямо во время дубля. На Аргуне страшное течение: 12 метров в секунду, 40 с лишним километров в час! Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода - ледяная! С Аму-Дарьи был вызван специалист по плотам. Когда он соорудил нечто, все принялись нас тут же хоронить - по Аргуну плоты никогда не ходили. После съёмок в чеченской водичке у меня начался страшный фурункулез".

Юрий Богатырёв - Егор Петрович Шилов, чекист. Снято 1973/07/12
Юрий Богатырёв - Егор Петрович Шилов, чекист. Снято 1973/07/12

Никита Михалков так вспоминал о сцене ограбления поезда: "В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя "банда" состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо "на обед". Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно. У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят, спрашивают: "Оружие вы будете давать или нам своё принести?"

Во время съёмок фильма Никита сделал предложение манекенщице Татьяне Шигаевой. Гуляли на свадьбе всей съёмочной группой в Чечне (расписались в ЗАГСе Грозного) практически без отрыва от кинопроизводства. Татьяна сыграла и эпизод в фильме - женщину из воспоминаний Брылова.

Причина появления черно-белых вставок в фильме заключается в дефиците Kodak’а. Монохромные эпизоды – те, что снимались позже остальных, когда закончился выделенный на картину лимит цветной пленки. Как бы то ни было, черно-белые вставки, особенно стоит выделить высококонтрастный эпизод ограбления поезда, определенно лишь укрепили эстетскую атмосферу картины.

Начало истории Глазами Валерия Плотникова. За кадром фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" здесь

Книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" можно приобрести в магазинах Москвы, в интернет-магазинах.

Если вас интересуют фотографии Мастера, личности ушедшей и уходящей эпохи, ставьте лайки и подписывайтесь, тогда вы не пропустите новую историю!