Найти в Дзене

Что мы знаем о горгульях и химерах

Оглавление

По официальной версии, горгульи на фасадах готических храмов имеют сугубо утилитарное назначение. Для отвода воды от стен во время дождя.

Вид горгулий будоражит воображение

Глядя на эти диковинные статуи, сложно поверить в такое простое объяснение. Вглядитесь пристальнее в эти предельно реалистичные образы. Какое обилие деталей, какое выражение на физиономиях! И даже не пытайтесь найти двух одинаковых горгулий, это невозможно!

А ведь для простого водостока вполне достаточно было бы и менее изощренных архитектурных решений, не правда ли? Этот вопрос не давал мне покоя. Вот неспроста все это, есть тут какая-то тайна, предупреждение о чем-то важном.

Меня поразило, как эта фантастическая тварь нависает над городом, охватывая цепким взглядом всех и вся с высоты птичьего полета.

-2

Современное фэнтези вовсю оживляет горгулий, наделяя их таинственными свойствами. Это существа из живого камня, способные летать. Они могут быть стражами от злых духов или их же посланниками.

Горгулья и химера - родственницы, только дальние

Случайно или нет, но во время реконструкции собора Парижской Богоматери в 19 веке в классическую демонологию прокралась ошибка, да так там и прижилась. Дело в том, что именно тогда горгулий начали путать с химерами.

Объясню подробнее. Горгулья по происхождению - это злобный дракон, обитавший в Сене. Он изрыгал потоки воды и держал в страхе местных жителей. Один хитроумный и смелый монах сумел укротить его при помощи силы крестного знамения. Чудовище сожгли, но сгорело только туловище. Шея и голова окаменели и остались целыми. Практичные горожане приспособили останки для водостока на храме Богоматери.

А химера, как учит классическая средневековая тератология, это существо с телом козы, головой льва и хвостом в виде змеи. Химера дышит огнем, а не извергает воду, как горгулья.

При реконструкции собора обветшавших горгулий заменили на новых, совершенно забыв об их первоначальном назначении. То есть на фасаде Нотр Дам де Пари появились невообразимые новые статуи, выполнявшие только эстетическую роль. И вот тут у меня первый вопрос. А как же водосток? Он стал не нужен? Или он и был не так уж нужен?

Почему они забрались так высоко?

Обратимся к канонам архитектуры. Ее составная часть, орнаменталистика, тоже имеет свои законы. В частности, иерархию персонажей. Согласно этой иерархии, горгульи подчинены силам света, то есть должны располагаться ниже статуй святых и ангелов. Но в Ульме я увидела совсем другое. Вот фигуры святых, которые украшают первый ярус собора и его внутреннее убранство.

Фигуры же горгулий появляются лишь на верхних ярусах шпиля, высота которого составляет 161 метр. Кстати, собор в Ульме - самый высокий в мире. Для сравнения, Кельнский собор имеет в высоту 156 метров.

Химеры среди людей

А теперь вспомним биологию. Она понимает химеру как совершенно реальный, а не фантастический, организм. Химера - это существо любого вида, имеющее генетически разнородные клетки. То есть несколько разных наборов ДНК. В средние века это представляли примерно так:

Химера в представлении средневекового человека
Химера в представлении средневекового человека

А мы уже знаем об опытах по скрещиванию животных разных видов. И мы знаем о пересадке костного мозга и стволовых клеток. Поясню, стволовые клетки - это недифференцированные прототипы абсолютно всех клеток тела. Реципиенты костного мозга - это люди-химеры, по счастью выглядящие как нормальные представители своего вида. Но генетически это смешанные типы. Получается, что есть химеры среди людей. А может, есть и ожившие горгульи, случайно просочившиеся в наше измерение?

Каково ваше отношение к горгульям, которых мы видим на высоких ярусах готических соборов? Мое воображение понеслось галопом, когда я вдруг нащупала связь между фантастикой и современной реальностью. Это похоже на пророчество, предупреждение. И мифические существа уже не кажутся такими уж нереальными...

Или это уж слишком смелые фантазии для века высоких технологий?