Приветствую вас, друзья, на канале "Не хлебом единым"!
Говорят, осень - время хандры, или как модно, депрессии. Но мне кажется, что лучше посвятить это время раздумьям над смыслом собственной жизни. Поможет нам в этом Священное Писание.
1 часть https://zen.yandex.ru/media/id/5f7b057fdf35ae20fc2fa903/ekkleziast-v-poiskah-smysla-jizni-5f8ec55175135c1999f30f1b
Соломон прославился как мудрейший из людей, мудрость стала его жизненным кредо: он мудро правил и мудро судил. Но царь понимал, что житейская мудрость не дает ответа на вопрос о смысле жизни: «Все это испытал я мудростью; я сказал: "буду я мудрым"; но мудрость далека от меня. Далеко то, что было, и глубоко – глубоко: кто постигнет его? (Еккл. 7:23-24).
Мы знаем, как трудно, почти невозможно в старости сказать, что в твоей жизни не было вечного смысла! Но Соломон честен с самим собой до конца. Он совершает, по сути, духовный подвиг, признаваясь, что все нажитое им и любым человеком теряет смысл перед лицом смерти: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все — суета! (Еккл. 3:18-21)».
Он выносит приговор себе и всем людям, которые отодвигают Бога на второй план и пытаются строить рай на земле. Вот, что говорит Экклезиаст о стяжательстве и сребролюбии, которые стали в наше время едва ли не целью жизни многих людей: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета! Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть». (Еккл. 5:9-11).
Конечно, Экклезиаст не отрицает безобидных человеческих удовольствий: «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий (Еккл. 3:12-14)»,– но он показывает, что они не могут дать человеку смысл жизни.
«Экклезиаст – книга о бессмыслице жизни в ее, в общем-то, положительных проявлениях. Заметьте, автор не рассуждает о страданиях, болезнях, преступлениях, войнах и т.д. Он отражает нормальное, положительное состояние человека, то, что принято называть счастьем. А в Евангелии понятия счастья вовсе нет, в нем есть другое понятие – блаженство. Блаженство – это высшее приобретение. Помните богатого юношу, который отошел от Христа опечаленным? (см.: Мф 19:16-22). Ему предложили усредненное благополучие и благочестие (соблюдай заповеди). Это у него было и не удовлетворяло. Но вот расстаться со своим благополучием, с богатством, со счастьем ради блаженства, ради сокровища на небесах он не мог». (Прот. Геннадий Фаст)
Приговор
Мелкая ценность не окупает суеты, а житейская мудрость не окупает духовной. Соломон в своем беспощадном правдолюбии срывает личину человеческой цивилизации как таковой и показывает, что под ней пустота!
«Перед нами три слона – Бог, суета и смерть, а мы гоняемся за мышами: деньги, слава, удовольствия нам важны. Главное – безразлично» (Питер Крифт).
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл 1:9)». От того, что люди ездят на автомобиле, разговаривают по телефону и пользуются интернетом, жизнь не перестала быть менее суетливой, потому что технические средства не могут восполнить пустоты души.
Соломон отправляется на поиски смысла жизни на земле и показывает, что его здесь нет!
Долгожданный ответ
Ответ на вопрос Соломона дает Евангелие. Ветхий Завет – это время ожидания Христа-Спасителя. Новый Завет – исполнение ожиданий.
Своей крестной смертью и Воскресением Христос разрушает преграду, открывает для человека Царство Небесное. Вместо смутных предчувствий люди получают знание вечной жизни, в свете которой каждое доброе дело обретает великий смысл, а каждый грех унижает звание человека.
А что же Экклезиаст, который жил задолго до Рождества Христова? Какое утешение получил он?
На протяжении всей книги мы можем проследить духовное возрастание Соломона, что подтверждает версию о предсмертном покаянии царя. Древне иудейское предание, записанное к книге Хаггад, говорит о том, что в конце жизни он оставил царство и ушел с посохом странника.
Возможно, в скитании и уединении Соломон обретает утраченную веру юности. Царь получает от Бога некое откровение: если в начале книги он сомневается в отличии участи человеческой души от животной, то в конце говорит с несомненной верой: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).Господь, видя человека, жаждущего вечной правды, удовлетворяет его искания и дает понимание смысла жизни: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13,14).
Так человек Ветхого Завета, не зная, исполнил 4-ю заповедь блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6), обрел смысл жизни земной и надежду жизни вечной.
Использованная литература:
1. Прот. Геннадий Фаст. «Толкования на книгу Экклезиаст»;
2. Питер Крифт. Три толкования жизни.