Концепт-кар – автомобиль будущего в видении дизайнеров и инженеров – это всегда смелое высказывание о том, каким транспорт может стать через несколько лет. Концепты прошлого интересны ретроспективно: одни решения так и остались романтическим прогнозом, другие – воплощены в серийных моделях. И тем интереснее угадывать, что из представленного в новейших перспективных образцах станет автомобильной прозой уже через несколько лет.
1. Mitsubishi HSR (1987 – 1997) – десять лет смелых экспериментов
Дизайн первого поколения Mitsubishi HSR своими мягкими обводами предвосхитил концепцию обтекаемого спорткара со смещенной вперед кабиной-капсулой, с которой многие производители «игрались» на протяжении 90-х.
В 1987 году на Токийском автосалоне был представлен концепт High Speed-running Research – опытный высокоскоростной автомобиль. Он казался посланником то ли из космоса, то ли из далекого будущего. На нем впервые обкатывалась связка электронных систем, корректирующих поведение машины на дороге в зависимости от погодных условий и дорожного покрытия.
За 10 лет было создано шесть разных автомобилей под индексом HSR, и расшифровывалась эта аббревиатура по-разному: опытный автомобиль называли то «очень сложным», то «человечным», то «гармоничным».
Скоростные автомобили 80-х старались максимально облегчить, не обременяя тяжелым компьютерным «железом». Mitsubishi HSR неслись во весь опор наперекор общей тенденции и оказались правы. Второе поколение развивало уже 320 км/ч. При этом инженеры стремились сделать вождение на таких скоростях максимально безопасным: появилось распознавание разметки и дорожных знаков с помощью комбинированных видео- и инфракрасных камер, а для обнаружения препятствий использовался сонар.
Все поколения Mitsubishi HSR были заднемоторными. Поздние концепты оснащались полным приводом и даже всеми управляемыми колесами. Двигатели ставились передовые – среди них нашлось место и бензиновому мотору с непосредственных впрыском и даже дизельной установке.
Игры инженерного разума оказались пророческими. В разных поколениях Mitsubishi HSR впервые были применены динамически изменяемый дорожный просвет, цифровая панель приборов с выводом на нее изображения с камер заднего вида, изменяемая геометрия кузова, электронные помощники управления, разгона и торможения, и даже экспериментальное автономное вождение.
2. Mitsubishi Space Liner Concept (2001) – роскошь в полном объеме
Несмотря на футуристичный образ Space Liner Concept, в нем можно разглядеть некоторые семейные черты серийных Mitsubishi – например, оформление передней части автомобиля.
На старте 21 века компания Mitsubishi хотела заявить о себе в премиальном сегменте и сделала это самым необычным образом. Так французским дизайнером Оливье Буле был создан однообъемный Mitsubishi Space Liner Concept.
Концепт-кар был лишен педалей, а совершенно ровный пол получился благодаря тому, что Space Liner Concept – полностью электрический, созданный по технологии топливных элементов.
Автомобиль получился элегантным, утонченным и в то же время стремился быть очень практичным. Все органы управления на стоянке прятались, передние сиденья – разворачивались на 180 градусов, и салон автомобиля превращался в уютную гостиную с трогательными подушечками на диване.
3. Mitsubishi i Concept (2003) – когда реальность оказалась смелее фантазий
Стремящийся к однообъемности дизайн и скромный моторчик – необходимая жертва, чтобы вписаться в строгие требования к автомобилям класса кей-кар.
Ничто не предвещало – так, одной фразой, можно рассказать о феномене этого симпатичного малыша. На презентации все выглядело максимально безобидно – в 2003 году был представлен компактный автомобиль для нишевого японского сегмента кей-каров. Компактный, со своей глазастой мордашкой, он скорее напоминал скетч для манги, чем автомобиль, который на полном серьезе готов был завоевать рынок. Заднемоторный автомобиль был оснащен крошечным бензиновым двигателем, таким пошел и в серию. Пока в 2009 году не появилась его полностью электрическая версия i-MiEV, которая стала первым серийным электромобилем.
Серийный Mitsubishi i-MiEV нередко приобретался для нужд различных организаций и структур. Вот, например, электрокар в ливрее британской полицейской машины.
Модель продавалась более чем в 50 странах. Было реализовано более 32 000 экземпляров. Таким образом, серийный автомобиль неожиданно оказался не только продвинутее концепта, но и долгожителем – только электрическая версия продержалась на рынке 11 лет, вплоть до нынешнего года.
4. Mitsubishi Fuso Canter Eco-D Concept (2008) – труженик на стиле
Кажется, некоторые концепты созданы, исключительно чтобы радовать глаз. Сложно представить себе этого красавца, перевозящего щебенку. Можно, конечно, но кощунственно.
Облик этого автомобиля говорит сам за себя. Аэродинамичные обводы, пижонский серебристый окрас и выразительный образ кабины-шлема – этому самосвалу место на автошоу, а не на стройплощадке. Футуристичный грузовик был создан в 2008 году как взгляд в будущее крупнотоннажного транспорта. Зализанный корпус из композитных материалов, обеспечивающий малый вес и низкое лобовое сопротивление, создан таким не ради рекордов скорости, а из соображений экологии. Дизель-электрическая установка должна была с минимальным вредом для окружающей среды тянуть не только машину, но и груз массой до трех тонн.
5. Mitsubishi Mi-Tech (2019): экологичный фан на бездорожье
Несмотря на явную рекреационную концепцию багги-родстера, Mitsubishi Mi-TECH – один из самых технологически передовых концептов компании.
Концепт, представленный в 2019 году, буквально заворожил посетителей автосалона в Токио. Автомобиль, который всем своим видом изъявляет готовность покорять бездорожье, совмещает брутальную агрессивность с каким-то разудалым юношеским задором. Нет крыши, нет дверей, два спортивных «ковша» - перед вами ультимативный автомобиль для развлечения.
Это автомобиль эры компьютерного ренессанса – чего стоит одна лишь виртуальная приборная панель, проецируемая на все лобовое стекло.
Напоминающие компьютерные «фены» четыре вентилятора в задней части говорят о необычной гибридной моторной установке. Газотурбинный двигатель используется для заряда батареи, от которой питаются четыре мотора, по одному на колесо. Такая компоновка обещает подарить «особые ощущения от вождения», и это еще мягко сказано. Колеса могут вращаться в противоположных направлениях независимо друг от друга, закрутив машину «волчком» - функция, официально заявленная разработчиками!