Мы привыкли читать «страшные» истории о коронавирусной политике московских властей. Примерно понимаем, что похожие меры принимают и регионы, например, дистанционное обучение, перевод работников на удаленку и так далее. Но далеко не все знают, что происходит с малым бизнесом в период пандемии и как власти давят на него в регионах. В этой статье мы расскажем, что переживают предприниматели на примере провинциального городка Саяногорска в Хакасии.
Запасы средств гигиены. Роспотребнадзор по Хакасии еще 25 марта вынес бизнесу предписание со множеством требований. Например, «создать запас» одноразовых медицинских масок и дезинфицирующих средств вперед на 2 месяца с учётом того, что маски нужно менять каждые 2-3 часа. На исполнение предписания давались сутки, после чего необходимо было отчитаться перед Роспотребнадзором. Это возмутило множество предпринимателей города: «Я не знаю, что хуже, – говорит одна из них, Мария Иванова*: отсутствие масок и угрозы штрафов или же закупка всех этих средств. По моим расчетам, нужно 100 000 руб. У меня нет таких денег». Предприниматели обращались в Роспотребнадзор с просьбой предоставить средства защиты, но ведомство отказало: «Я говорю сотруднику, что все это негде купить. Совсем ничего нет в магазинах, аптеках, складах. Как можно наказать без вины? А мне отвечают, что это не их проблемы, будут штрафы», – рассказывает еще одна предпринимательница, Виктория Петрова. В итоге ряд предпринимателей были оштрафованы за то, что продавцы работали без масок.
Должностные лица Роспотребнадзора имеют право выдавать предписания при угрозе распространения инфекционных заболеваний, однако любое требование должно быть исполнимо. А обеспечить таким количеством защитных средств за сутки явно нереально, особенно при дефиците масок. Да и наше законодательство запрещает наказывать, если вины лица нет.
Запрет на продажу алкоголя. На этом борьба с вирусом или предпринимателями не закончилась. Глава Хакасии, Валентин Коновалов, сам на днях заболевший ковидом, ужесточил требования к продаже алкогольной продукции. Предпринимателям разрешили торговать алкоголем с 10 утра до 15 дня. Ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» разрешает регионам определять часы продажи алкоголя, но как это связано с коронавирусом? Зато выручка у предпринимателей заметно сократилась, ведь алкоголь продается чуть ли не лучше всего остального. Нескольких предпринимателей в итоге оштрафовали за нарушение запрета. «Меня оштрафовали на 3000 за продажу бутылки пива. Не понимаю, как это поможет бороться с вирусом. Вокруг и так куча требований и запретов: маски купи, антисептики предоставь, ещё и алкоголем не торгуй. Но это, получается, мои проблемы. Никто потери не возмещает, семью за меня не прокормит», - делится чувствами ИП Олег Войнов.
Странности с проверками. Вторая волна «короны» сопровождается новыми проверками Роспотребнадзора. Правда, это касается не всех бизнесменов.
15 октября администрация Саяногорска направила в 16 магазинов документ, в котором говорится, что заболевшие коронавирусом могли заразиться во время покупки товаров. Администрация попросила соблюдать меры профилактики.
Позже один из ее представителей негласно предупредил, что эти 16 магазинов будет проверять Роспотребнадзор. Сам же контролирующий орган ничего не сообщал, хотя проверки уже начались. По какому принципу выбирались магазины, не совсем понятно: в документе не сказано, что заболевшие коронавирусом посещали именно их. Но поскольку никого из предпринимателей не уведомляли, то проверка явно внеплановая.
Режим повышенной готовности в республике действует до сих пор, поэтому все предписания Роспотребнадзора остаются в силе. Плюс ко всему, власти могут пользоваться коронавирусом как поводом для проведения проверки. Например, чтобы проконтролировать, исполняются ли вынесенные ранее предписания.
Предприниматели Саяногорска жалуются, что от государства они получают только убытки, а не поддержку. По их мнению, власть борется не с вирусом, а с малым бизнесом. Ведь требования и запреты неизбежно ведут к кризису или разорению.
*Все ФИО и названия магазинов изменены редакцией, поскольку предприниматели боятся негативных последствий для своего бизнеса.
Если вам понравилась статья, поддержите нашу редакцию.