Электромобили становятся товаром массового производства, постепенно вытесняя классические модели с двигателем внутреннего сгорания. Это связано с рядом принципиальных преимуществ электрического транспорта перед другими типами автомобилей.
Причем, если раньше нужно было выбирать между разными типами автомобилей - спортивными, обычными легковыми, паркетниками и внедорожниками, то, с появлением современных технологий, наиболее универсальными становятся именно электрические внедорожники, потому что у них нет тех минусов, которые были у внедорожных автомобилей на ДВС, и из-за которых автолюбители чаще выбирали паркетники, а не полноценные внедорожники.
Поэтому в сегменте электромобилей, кроссоверы, очень вероятно, потеряют свою актуальность, как только в продаже появится больше настоящих современных технологичных полноприводных электрических внедорожников с большим клиренсом от 300 мм, с адаптивной гидропневматической или электромагнитной подвеской и подруливаемыми задними колесами (4WS), обеспечивающими высокий уровень комфорта и безопасности, непревзойденную маневренность и минимальный диаметр разворота.
Преимущества электрических внедорожников перед кроссоверами и автомобилями на ДВС:
Надёжность силовой установки
Меньше подвижных частей. Высокий ресурс электромотора. 1 ступень в трансмиссии.
Нельзя испортить грязью ремни и прочие агрегаты. Не боится пыли и песка в системе впуска или забившегося воздушного фильтра.
Не нуждается в специальной системе подачи воздуха сверху, для преодоления водных преград. Глубина преодолеваемого брода может быть выше одного метра.
Высокий КПД силовой установки
Даже с учётом всех преобразований энергии по пути от добычи до колёс КПД EV значительно выше КПД автомобиля с ДВС.
Лучшее сцепление с дорогой
Электромотор быстрее и точнее контролировать. Тем более, если это не один, а два, три или четыре мотора — по двигателю на колесо.
К примеру, электрический внедорожник Rivian R1S имеет 4 электродвигателя - по два мотора на каждую ось, благодаря чему может распределять тяговые усилия индивидуально для каждого колеса в зависимости от дорожных условий. Это обеспечивает точное управление мощностью на колесе, а значит и пробуксовкой.
Отсутствие раздаточной коробки, межосевого дифференциала, блокировки межосевого дифференциала и всех недостатков, которые с ними связаны.
Высокая проходимость, превосходная управляемость как при езде по тяжелому бездорожью, так и при быстрой езде по дороге, устойчивость в поворотах (у электрических внедорожников даже с очень с большим клиренсом управляемость и устойчивость ничем не хуже, чем у легковых авто на ДВС, а зачастую даже лучше).
Простое распределение веса по осям
Особенность EV в том, что самый тяжёлый элемент — это батарея, которая может размещаться в центре. Проблем с избыточной нагрузкой на подмоторной оси и решения в виде мотор спереди, трансмиссия сзади не требуется.
Отклик на педаль ускорения
У электрических внедорожников он мгновенный.
Ровный график разгона
Одноступенчатая трансмиссия и высокий крутящий момент.
Непревзойденная динамика разгона. Электрический внедорожник Rivian R1S разгоняется до сотни за 3 секунды. На это не способны не только паркетники, но и большинство обычных авто на ДВС ...
Безопасность
Отсутствие большого двигателя, который может травмировать пассажиров при столкновении. Большие зоны деформации спереди. Жёсткий каркас, создаваемый батарейным блоком. Низкий центр тяжести — меньшая склонность к переворачиванию, лучшая управляемость.
Нет выхлопа и от него нельзя задохнуться
Не нуждается в вентиляции в таких местах как гараж, подземная парковка или тоннель. В США ежегодно более 500 человек погибает задохнувшись угарным газом в машине (некоторые умышленно).
Экологичность
Менее шумная силовая установка
Электромотор + инвертор + редуктор значительно тише, чем ДВС + трансмиссия.
Силовая установка не создаёт вибраций
Низкие затраты на содержание
Нет необходимости периодически менять масло в двигателе и трансмиссии, а техосмотр электромобиля можно проводить значительно реже. Да и в случае необходимости ремонта он проводится быстрее и обходится владельцу транспорта дешевле.
Низкая стоимость энергии
Зарядка дома
Хотя для электромобилей тоже строится дорожная инфраструктура электро заправок, заряжать свой транспорт можно даже дома.
Рекуперация энергии
На самом деле это важно. Очень. Езда — это всегда разгон/торможение. Путь в гору/под гору. Сжигать энергию замедления или движения с горы переводя её в тепло не практично. Совсем.
Зарядка буксировкой или гравитацией
Можно подзарядить буксировкой или спуском с горы.
Зарядка от солнца
Если все запасы бензина закончатся вдали от цивилизации, то за бензином с канистрой придется добираться сотни километров пешком ...
А от солнечных батарей можно зарядить авто прямо на месте стоянки, не быстро, но все же это решит проблему и можно будет добраться до ближайшей розетки.
Торможение рекуперацией
Малый износ тормозных колодок и дисков. Нет опасности перегрева тормозов.
Нет необходимости заводить и глушить двигатель
На самом деле это очень комфортно. Никогда не нужно думать заглушить ли двигатель на парковке, светофоре, стоянке или нет. Не нужна специальная система Start Stop.
Нет необходимости проводить обкатку
Новый EV не нуждается в щадящем режиме работы первое время.
Нет необходимости прогревать двигатель
Холодный электромотор можно использовать на экстремальных режимах без повышенного износа.
Нет проблем со стартом при низких температурах
Как и нет самого понятия старт. Для многих жителей северных регионов это спасение. Можно будет забыть про «унёс аккумулятор домой», «отбуксировал на автомойку, чтобы прогреть», «нужна паяльная лампа», «вызываю службу прогрева», «выкрутить и подогреть свечи», «не глушить всю ночь», «заводить каждые несколько часов, чтобы не встала колом» и т.д.
Нет проблем на высокогорье
ДВС теряет свою мощность с уменьшением кислорода. «Задыхается».
Нет проблем с качеством топлива и недоливом
Электроны не имеют октанового числа. Нет не качественного электричества. Нельзя обмануть недолив пару кВт.
Меньшая склонность к возгоранию
Производители аккумуляторов постоянно совершенствую технологии предотвращающие возгорание.
Совершенствование и удешевление технологий производства аккумуляторов.
Появилось множество новых разработок, позволяющих значительно удешевить производство аккумуляторов при этом увеличив в несколько раз их емкость и количество циклов перезарядки без потери емкости. Новые аккумуляторы имеют меньший вес и объем.
Электродвигатели существенно дешевле, чем ДВС
Ровный пол
Кардан отсутствует, так как полноприводным электрическим внедорожникам он не нужен
Более длительный срок гарантии на силовую установку
Как правило, имеют 8 и более лет гарантии на силовую установку без ограничения пробега.
Передний багажник
Малый размер электродвигателя и батарея внизу позволяют гибко конфигурировать полезное пространство. Например, добавить передний багажник.
Отсутствие многих расходных материалов и ГСМ
Можно раз и навсегда забыть про замену многих фильтров, свечей, масла, ремней и прочего.
Батарея может использоваться после ухудшения характеристик
После того, как ёмкость батареи упала для использования в EV её не обязательно перерабатывать, а можно ещё некоторое время использовать для хранения энергии. Так уже поступает BMW с батареями от BMW i3. Ученые уже разрабатывают аккумуляторы, которые со временем будут не терять, а наоборот увеличивать ёмкость.
Нет проблем с буксировкой на тросе
ДВС с автоматической коробкой обычно нельзя буксировать без блокировки оси привода.
Нет подтёков масла
Там, где стоят автомобили с ДВС зачастую можно увидеть характерный рисунок на асфальте — следы масла из двигателя/трансмиссии. У EV с этим значительно меньше проблем. Т.е. он чище не только в плане экологии и выхлопов, но и в самом прямом смысле слова.
Нет проблемы с утилизацией ГСМ
Не нужно менять масло, а значит утилизировать его (как и многие другие расходники).
Нет неприятного запаха выхлопа
Гараж, где хранится EV не будет иметь характерного запаха автомобиля с ДВС. По аналогии с помещением для курящих и без.
Простота эксплуатации
Конструкция электромобилей значительно проще, чем у транспорта с ДВС. Чем меньше деталей, тем надежнее конструкция. Чаще всего крутящий момент напрямую передается с вала двигателя на колеса, да и торможение осуществляется с его помощью. Здесь нет карбюраторов, инжекторов, коробки передач, понижающих передач, раздатки, блокировки дифференциалов и прочих сложных элементов, используемых в обычных машинах, при этом возможности электрокаров значительно выше.
Нет опасности гидроудара
Легко преодолевает водные преграды, так как не нуждается в воздушной смеси для работы.
Электродвигатели во много раз превосходят ДВС по надежности, эксплуатационным характеристикам, они дешевле, не нуждаются в обслуживании, обладают меньшим весом и занимают меньше места, что позволяет разместить по 2 электромотора на каждую ось, обеспечив идеальный полный привод без раздатки, дифференциалов, блокировок и т.д.
В качестве источника электричества могут использоваться как аккумуляторы с суперконденсаторами, так и баллоны с водородом в твердом состоянии, которые не взрывоопасны и обеспечивают в несколько раз больший запас хода.
Таким образом, сохраняя все преимущества спорткаров, обычных легковых автомобилей и паркетников, а также внедорожников на ДВС, электрические внедорожники лишены всех их недостатков и способны ездить как по плохим дорогам, в условиях экстремального бездорожья, так и по асфальту. При этом они имеют отличную разгонную динамику, управляемость и устойчивость. А также с 2021 года должны быть снабжены всеми современными системами пассивной и активной безопасности (в Европе).