Наверняка, увидев вынесенный в заголовок вопрос, вы тут же подумали: «В августе». Август как «страшный» месяц для рубля – это один из самых устойчивых финансовых стереотипов в России, восходящий, разумеется, к недоброй памяти 1998 году. Однако помимо исторической памяти этот стереотип имеет и вполне реальное статистическое обоснование. Просмотрев динамику курса доллара за последние полных 20 лет, можно убедиться, что по итогам августа рубль слабел к американской валюте чаще, чем в любом другом из двенадцати месяцев – это происходило 15 из 20 раз, то есть в трёх случаях из четырёх.
А вот навскидку назвать следующий по «несчастливости» для рубля месяц уже вряд ли кто-то сможет. Запомните: это ноябрь. И он почти не уступает августу: за 20 последних лет рубль дешевел в ноябре 14 раз. Далее идут май и январь.
Август 15 раз из 20
Ноябрь 14
Май 12
Январь 11
В июле и декабре количество случаев ослабления и роста рубля одинаковое.
А вот остальные шесть календарных месяцев отмечены преобладанием роста российской валюты. Когда же рубль рос чаще всего?
Март 12 раз из 20
Апрель 12
Сентябрь 11
Октябрь 11
Февраль 11
Июнь 10
В отдельных случаях по итогам месяца никакой явной динамики не наблюдалось – курс оставался на том же уровне плюс-минус несколько копеек. Именно поэтому июнь числится в месяцах «роста», а не «равенства» – ведь на 10 случаев июньского роста рубля пришлось всего 8 случаев падения. По тому же принципу ранжированы равные в количестве «ростов» сентябрь (5 случаев падения рубля), октябрь (6) и февраль (7). Март и апрель полностью равны: и у того, и у другого весеннего месяца на 12 случаев роста рубля приходится 6 случаев падения и 2 случая «без изменений».
В целом за эти 20 лет (то есть 240 месяцев) рубль падал по итогам месяца 109 раз, подрастал – 111, и оставался на том же уровне – 20. Почти идеальное равенство! Правда, 2020 год немного сместил расклад в сторону падений: за последние девять полных месяцев рубль показывал рост только дважды.
Разумеется, не стоит относиться к этой статистике слишком серьёзно. Какой-либо устойчивой сезонности у валютных курсов нет, и события, на них влияющие, с календарём не считаются. За примерами далеко ходить не надо – ведь именно в марте этого года при наложении начавшейся пандемии и сорвавшейся сделки ОПЕК+ произошёл грандиозный обвал рубля, в марте – самом «надёжном» месяце. В 2018 году обвал произошёл в апреле, а крупнейшее падение рубля за все 20 лет пришлось в 2014 году на декабрь – статистически «нейтральный» месяц.