Понять, насколько адекватны запросы руководителя, непросто: иногда жесткий подход начальства воспринимаются как предвзятое отношение, иногда токсичная манера поведения проглатывается и расценивается как должное.
Разбираемся, как отличить строгого, но справедливого начальника от манипулятора и абьюзера.
Почему в последнее время так часто говорят о токсичности?
Скорее всего, из-за растущей психологической грамотности российского общества. На Западе вопрос комфорта и гуманности рабочей среды поднимался сильно раньше.
Впервые о важности социального климата и его влиянии на производительность рабочих заговорили после Хоторнского эксперимента — в период с 1924 по 1932 годы ученые пытались установить взаимосвязь между физическими условиями труда, психологическим микроклиматом и производительностью фабрикантов.
Почти столетие спустя вопрос остался актуальным. В 2015 году, например, психологи из Уорикского университета опросили 713 офисных работников и выяснили, что ощущение счастья на рабочем месте увеличивает их продуктивность на 12%. В 2017 году к похожим выводам пришли в Нью-Йоркской Академии менеджмента.
Как понять, что с вашим боссом что-то не так?
У большинства токсичных лидеров есть общие черты поведения — это неуважительное отношение к членам коллектива и менеджмент процессов, похожий на дрессуру. Обычно такие начальники:
— делают публичные выговоры и колкие замечания без конструктивной критики;
— игнорируют предложения команды, считая свои идеи лучшими;
— злоупотребляют положением, давят авторитетом;
— демонстрируют снисходительное и обесценивающее поведение: не дают договорить, задают вопрос и демонстративно игнорируют ответ, не предупреждают об отмененных встречах и изменении статуса задачи;
— дискриминируют клиентов и коллег по гендерным, национальным, возрастным и другим признакам.
Девиации в поведении начальника также можно посчитать по шкале токсичного лидерства, предложенной психологом Эндрю Шмидтом. Он выделил пять аспектов в поведении боссов, каждый из которых стоит условный балл: авторитаризм, тотальный контроль рабочих процессов, нарциссизм, навязчивая самореклама и непредсказуемость. Чем больше очков набирает ваш шеф — тем хуже.
Все строгие начальники — токсичные?
Нет, не все. Между требовательными лидерами и абьюзерами существует принципиальная разница: первые никогда не унижают коллектив, выслушивают все предложения и критикуют конструктивно — так, что после разговора хочется исправить ошибку и закрыть задачу, а не провалиться сквозь землю.
Иногда начальники требуют предоставлять регулярные отчеты и дотошно разбирают ошибки в проектах — без перехода на личности и с пониманием, как можно поправить процессы. Под началом таких руководителей вырастают профессионалы, которые не останутся без работы.
А все токсичные начальники — строгие?
Снова нет. Иногда боссы-абьюзеры маскируются под друзей, воруя у сотрудников личное время. Например, такие работодатели берут в привычку выяснение рабочих вопросов на выходных или поздним вечером якобы в дружеской манере, часто устраивают встречи в личное время подчиненных и обижаются, если те не приходят.
Почему руководители ведут себя агрессивно?
Респонденты из исследования ВШЭ уверены, что в основном начальники проявляют враждебность для демонстрации власти (47 %) и из-за неумения вести себя иначе с подчинёнными (37 %); 18 % опрошенных считают агрессию неотъемлемой чертой характера своего босса, еще 14 % думают, что так руководитель пытается добиться лучших результатов в работе.
Одной из ключевых предпосылок к токсичному поведению работодателя остаются его индивидуальные качества. Так, например, в западных исследованиях агрессию чаще проявляют молодые мужчины, российские же респонденты в большей степени жалуются на руководителей-женщин старшего поколения.
Как выглядит коллектив, работающий под началом хорошего лидера?
Даже в лучших компаниях нет идеальных команд. Но есть хорошие — такие, где сотрудники чувствуют, что важны для фирмы и бизнеса. Как правило, в таких местах низкая текучесть персонала, специалисты получают зарплату в рынке, не перерабатывают бесплатно и на равных обсуждают с руководством любые идеи.
Новости о хороших начальниках обычно разносятся сарафанным радио и помогают бизнесу — привлекательность бренда растет и люди сами хотят работать в такой компании.
Иллюстрации: Георгий Вишневский