Найти в Дзене
Адыги. History Circassian

Черкесы. Шора Ногмов.

Ш. Ногмов: название «Черкес» происходит от древнего нарицательного имени «Керкет»
«История адыхейского народа, составленная по преданиям Кабардинцев», Ш. Ногмов, 1861 год,
3-издание, Пятигорск.
По тексту книги: «...Что же касается до названия черкес, то, несмотря на то, что одни его производили от персидского языка, а другие от татарского, — думаю, что естественнее всего признать в нем древнее

Ш. Ногмов: название «Черкес» происходит от древнего нарицательного имени «Керкет».

«История адыхейского народа, составленная по преданиям Кабардинцев», Ш. Ногмов, 1861 год, 3-издание, Пятигорск.

По тексту книги: «...Что же касается до названия черкес, то, несмотря на то, что одни его производили от персидского языка, а другие от татарского, — думаю, что естественнее всего признать в нем древнее нарицательное имя керкет, которое греки часто употребляли для означения наших предков...»

Думаю не стоит объяснять историю происхождения экзоэтнонимов у таких народов, как индусы, китайцы, греки, германцы, венгры, албанцы, грузины, армяне и чеченцы, называющих себя по-иному. Ну, да ладно.

 

Вначале перейдём собственно к описанию Ш. Ногмовым балкарцев и карачаевцев. Ответ на досужие домыслы некоторых блогеров.

Страница N161:

«... Хуламцы, Безении-Осетины, по очереди в год, дают князьям по барану с дома. 

Карачаевцы-Осетины, между князьями не разделённые в подданстве с самых давних времен; у Кабардинцев они платят князю, старшему летами в Кабарде ежегодно 300 баранов от всех, а от каждаго дома особенно по сапетке пшеницы и по большому кувшину коровьего масла. Когда малолетний сын какого-либо князя в первый раз приедет к Карачаевцам, как только начнёт ездить на лошади, в то время всякий житель Карачаевский из чернаго народа обязан ему дать, у кого есть табуны лошадей, —лошадь; если же оных не имеет—корову, быка или барана, а старшины дарят ему хорошие ружья, шашки, пистолеты и прочие приборы, к убранству военному нужные. 

Всякий князь может посылать в Карачай и берет что потребуется, лошадьми или коровами и прочим, что только вужно; если кто будет противиться, то посланный от князя заарестовывает у неповинующегося дом, так что если положить камень в дверях, то не только его никто взять не может, даже и перейти не смеет до тех пор, пока камня не прикажет сам князь снять; при этом люди, оставшиеся в покое не выходят во двор, находившиеся же на дворе не могут войти через камень в покой. Таким же порядком князь может пoложить камень и на пашне; в это время производящие пахоту не могут его переехать и если переедут, платят штраф князю хорошею холопкою...»

Далее отрывок из I-ой главы книги: 

📖

ШОРА НОГМОВ

ИСТОРИЯ АДЫХЕЙСКОГО НАРОДА

ГЛАВА I

Сведения греков об адыхейском народе. Зюхи, керкеты, джихи и Джихетия. Происхождение слова адыге или адыхе. Пределы, в которых жили адыхейцы. Происхождение слова черкес. Народы, находившиеся в сношении с адыхейцами и имевшие влияние на образование их языка. Названия, под которыми адыхейцам были известны окружающие их народы. Периоды, которым относятся предания об адыхейцах. Остатки и развалины древних зданий в земле адыхейцев. Бергустан.

Греки, занимавшие восточный берег Черного моря задолго до рождества Христова, передали сведения о наших предках, которых они называют вообще зюгами (Под именем зюхи они встречаются у Арриана, в его описании Ponti Euxini еt maris Erythraеi Periplus. 

Но этим именем древние называли только одно черкесское племя, ибо Арриан, определяя местом их жительства берега Черного моря, в то же время свидетельствует, что р. Ахей (на с.-з.) отделяла их от санихов (нынешних жанеевцев). 

(См. Asia polyglotta von Julius Klaproth, Paris, 1831. стр. 129—130)), а иногда VII керкетами (Керкеты (cercetae) составляли особое племя и принадлежали, так же как и синды, к черкесскому народу). Грузинские же летописцы именуют их джихами, а край называют Джихетиею (Вот слова царевича Вахушта по французскому переводу г. академика Броссе: Le pays apres l'Apkhazeth, а l'О. dе la Cappetis Tsqal, fut depuis les Bagratides jusqu'a nos jours, appele Djiketh. Ce nom, dans la vie de Wakhtang-Gourgaslan, est egalement attribue au pays au N. de celuici et audela du Caucase, jusqu'a la mer. Mais le Djiketh actuel a pour limites: а l'Е., la Cappet, а l'О. еt au S. la mer Noire, au N. le Caucase. Cest un pays entierement semblable a I'Aphkhazeth pour ses produits, ses animaux, ses moeurs et ses usages: les hommes у tiennent plus de la brute. Autrefois chretiens. Les ne connaissenl plus maintenao leur religion. Les Aphkhaz et les Djiks s'habillent, s'arment, s'equipent comme les Tcherkez, souvent meme les Imeres adoptent leurs usages. (См. Description geographique de la Georgie, par le Tsarevitch Wakhoucht, publiee d'apres I'original autographe, par M. Brosset. St.-Petersbourg 1842, стр. 409 и 411)). 

Оба эти названия живо напоминают слово цуг, которое на нынешнем языке значит человек. Так как известно, что все народы первоначально называли себя человеками, а своим соседям давали прозвание по какому-нибудь качеству или по местности, то и наши предки, жившие по берегу Черного моря VIII, сделались известными своим соседям под названием человеков: циг, джиг, цух. 

Слово же керкет есть, вероятно, какое-нибудь прозвище, данное им соседними народами, а может быть и самими греками. Но настоящее родовое название нашего народа есть то, которое уцелело в поэзии и в преданиях, т. е. ант, изменившееся с течением времени в адыге или адыхе, причем, по свойству языка буква т изменилась в ди, с прибавлением слога хе, служащего в именах наращением множественного числа. 

Есть в Кабарде старцы, которые выговаривают это слово сходно с прежним его произношением — антихе; в некоторых же диалектах говорят просто атихе. Чтобы еще более подкрепить мое мнение, я приведу свидетельство древней поэзии нашей, в которой народ всегда называется ант, например: антыно-копьеш, — антский княжеский сын, антигишао — антский юноша, антигиуорк — антский дворянин, антигишу — антский всадник. Витязи или знаменитые вожди назывались нарт, это слово есть сокращенное наранти значит «глаз антов».

В подтверждение вышеизложенного приведу свидетельства древних греческих писателей, знавших многие подразделения или племена нашего народа под местными названиями, которые можно найти теперь на древних картах. 

Между прочим, на карте, составленной г-м Лапи, по сочинениям Птоломея и Плиния, на Кубани, ниже впадения в нее реки Лабы, поставлено по обе стороны Кубани слово Anticae, Страбон, писавший за 15 лет до Р. X., называет р. Кубань — Антикитис (Под именем Антикито (Anticites) разумели северный рукав р. Кубани (Hypanis s. Vardanes), впадающий в Азовское море и образующий вместе с южным рукавом, изливающимся в Понт, остров Eion, ныне Тамань). 

Автор «Дербент-Наме» называет все племена, обитающие от Терека до восточного берега Черного моря, Джулианд. Сохранившиеся у нас предания утверждают (не означая эпохи), что этот народ обитал от р. Терека до рек Волги и Дона IX на север и, продолжая селиться по обе стороны Азовского моря, доходил до Крымских степей на западе (Черкесы населяли в древние времена западную сторону Кавказа и Крымский полуостров. По преданиям этого народа, одно из его племен, по имени Кабарда, оставило в VI ст. хиджры прежнее место жительства на Кубани и потянулось на север к Дону, откуда оно, однако, вскоре перешло в Крым. Здесь кабардинцы поселились на южной стороне, вследствие чего равнина между pp. Кача и Бельбек (которой верхняя половина называется Кабардою) и теперь еще именуется татарами Черкесскою долиною.

На морской карте Средиземного и Черного морей, составленной в 1497 году Фредуцием Анконским, выставлено красными буквами название кабардинского народа несколько на запад от того места, где ныне находится Таганрог, и прежние места жительства кабардинцев, покинувших в VII ст. снова Крым и занявших остров, образуемый обоими рукавами Кубани при самом ее устье, и ныне еше называемый татарами «Кизыл-таш», т. е. красный камень. Но и здесь пребывание их продолжалось недолго, и они вскоре передвинулись, под начальством Инала, родоначальника всех кабардинских князей, далее на восток и расселились вдоль по Кубани в нынешней Кабарде, где подчинили себе другие черкесские племена.

По преданиям, сохранившимся у осетин, черкесы до прихода из Крыма кабардинских князей назывались казахами, имя, которое они удержали за собою и в устах мингрельцев, и теперь еше называющих их казах-мепе, т. е. царями казахов. С этим согласуется и свидетельство Константина Багрянородного, который называет землю черкес, прилегающую к Черному морю, Сихиею, а вышележащую страну Казахией, которая граничит с землею аланов, или осетин.

Во время Георгия Интериано (George Interiano), писавшего около 1502 года, черкесы занимали весь восточный берег Азовского моря, от Дона до Боспора Киммерийского, откуда они были вытеснены русскими и татарами (См. Asia polyglotta, стр. 129 — 131 и статью мою: Die Bergvolker des Kaukasus, напечатанную в Mittheilungen aus Justus Perthes' Geographischer Anstait uber wichtige neue Epfopschungen auf dem Gesammtgebiete der Geographic von Dr. A. Petermann. Gotha. 1860, кн. V, стр. 160 — 170). 

Шейх Эддин Дамасский говорит о христианском народе эзкеш, жившем на севере Черного моря, в соседстве с аланами и руссами. По мнению д'Оссона, это может быть зекхи или зихи, — названия, под которыми греки и итальянцы, по свидетельству Интериано, разумели черкесов (см. д'Оссона. Des peoples du Caucase, etc. Paris, 1828, стр. 185-186)). К югу же он примыкал к Кавказским горам, которые в самых высочайших ущельях были обитаемы абадзехами.

Павел-диакон, путешествовавший на севере, нашел в 1-м столетии на Днепре X антов (Прокопий, знавший антов в VI в., говорит: (De bell. Coth кн. Ill, гл. 4) ...ulteriora ad Septentrionem hadcnt Antarum populi infiniti (...страны дальнейшие от Черного моря к северу заняты многочисленными племенами антов). Тот же писатель говорит, что анты к западу граничили с славянами, которые жили отчасти близ Дуная, отчасти в самых полунощных берегах его (Mem. populi II, 2 и 31). 

По известию готфского историка VI в. Иорнанда, анты принадлежали к народу славянскому (см. De rebus Geticis, Гамбург, 1611, стр. 103: Nam hi, ut initio expositionis, vel catalogo gentis dicere coepimus, ab una stirpe exorti tria nunc nomina reddldere, id est Veneti, Antes, Sclavi, etc.) (см. Карамзин, История государства Российского, изд. Эйнерлинга, СПБ, 1842, т. I, гл. 1, примеч. 27, 36 и 43)). Вероятно, что та часть, которая обитала на западном берегу Азовского моря, подалась вверх по Днепру от приближения готов, начавших после Р. X. свое обратное движение из Скандинавии на восток (Готфы явились из Скандинавии к Черному морю в III в. (Иорнанд, de rebus Geticis, стр. 83) и вместе с другими германскими народами овладели Дакией, которую составляли Молдавия, Валахия, Трансильвания, даже часть Венгрии и Баннат Темесварский (см. Маннерт, Geographic, т. IV, стр. 172). В IV в., при царе их Эрманарике, основанная ими империя заключала в себе немалую часть Европейской России, простираясь от Тавриды и Черного моря до Балтийского. 

Около 377 года на них нападают гунны, делают Венитера, преемника Эрманарика, своим данником и освобождают из-под его ига антов (см. Историю государства Российского, т. 1, гл. 1, стр. 8—10, примеч. 25)).

Таким образом, часть наших предков была оттеснена на запад в первых веках христианского летосчистения XI. Мне было бы крайне прискорбно, если бы некоторые, читая эти строки, видели в них желание породнить моих соотечественников с Россией. Они увидят из следующих преданий, что две повести, происшедшие собственно у нас, перенесены греческими историками к восточным славянским народам.

Что же касается до названия черкес, то, несмотря на то, что одни его производили от персидского языка, а другие от татарского, — думаю, что естественнее всего признать в нем древнее нарицательное имя керкет, которое греки часто употребляли для означения наших предков...»

Шора Бекмурзович Ногмов (кабард.-черк. Нэгумэ Бэчмырзэ и къуэ Шорэ; 5 октября 1794Пятигорск — 10 июня 1844Санкт-Петербург) — кабардинский общественный деятель и просветитель, филологпоэт.

-2
-3
-4
-5
-6