Мы легком можем ответить на вопрос: кто такие белорусы. Это восточнославянский народ, проживающий преимущественно на территории современной Беларуси, но вот ответить на вопрос о происхождении народа — сложнее. На этой почве возникает много домыслов и спекуляций. Скажу сразу, среди учёных нет единого мнения, когда белорусы сформировались как этнос, но есть 3 основные концепции, которые по-разному отвечают на этот вопрос.
«Племенная» концепция
... или «кривичско-дреговичско-радимичская». Хотя первое название проще, второе полнее раскрывает суть этой концепции: согласно ей белорусы сформировались из трёх летописных племён: кривичей, дреговичей и радимичей.
Автором этой теории стал белорусский учёный и политик Вацлав Ластовский, а чуть ранее похожие идеи выдвигали русские историки Николай Костомаров и Михаил Погодин.
Хотя данная концепции очень популярна, по словам историка Вячеслава Носевича, специализирующегося на раннем периоде Великого Княжества Литовского, на данный момент не существует ни письменных, ни археологических данных, доказывающих формирование среди древних племён единственной прабелорусской группы.
«Древнерусская» концепция
После Второй мировой войны в советской науке стала активно продвигаться «древнерусская» концепция, согласно которой белорусы, как и украинцы, и русские, образовались в результате распада единой древнерусской народности.
В поддержку «древнерусской» концепции часто говорят об отсутствии в источниках после XII века разделения на племена в пользу принадлежности одной народности — «Руси», тогда существовало только разделение на регионы: «полочане», «псковичи» и др.
В качестве аргумента против обычно говорят о сложности объединения в единую народность на такой обширной территории в древние времена и о заметных различиях в материальной культуре отдельных групп восточных славян.
«Балтская» концепция
В начале 70-ых советским археологом-славистом Валентином Седовым была предложена новая концепция. Она принципиально не отвергала «древнерусскую», но её главным тезисом было то, что белорусы сформировались в результате взаимной ассимиляции с местными балтскими племенами.
В качестве аргумента в пользу этой теории Седов приводит факт наличия в языке и культуры балтских черт: поклонение ужам в традиционной религии, лапти прямого плетения, технику строительства жилья и «аканье».
Большинство современных исследователей в целом принимают эту теорию, ставя под сомнение лишь значительность влияния балтов на формирование белорусов.
«Польская» и «великорусская» концепции
В качестве послесловия стоит отметить эти две концепции. Они существовали в XIX веке, и согласно им белорусы рассматривались как часть польского или великорусского этноса. Но в XX веке филолог-славист Ефим Карский в своей работе «Белорусы» выдвинул идею о самостоятельности белорусского языка, опровергнув эти теории.
А так на рубеже XIX-XX веков российский этнограф описывал отношение крестьян Гродненщины к этому вопросу: «Некоторые считают себя литвинами... Вообще о себе и своей стране они выражаются так: мы тутейшые, наша страна не руска, ни польска, але забраны край!» Но это, кажется, уже тема другой статьи.