Когда говорят об Unreal и Unreal Tournament в частности, про лор обычно не вспоминают, хотя он очень и очень даже богатый. Так же, мир UT достаточно необычен в том плане, что почти все основные важные события в истории франшизы происходят за пределами любой из игр серии и о них можно узнать преимущественно из описаний игровых карт и краткой биографии каждого из персонажей. Кроме самого первого Unreal, конечно же. В прочем, там тоже очень многое подаётся через текст – записи других людей, а так же различных инопланетян. Абсолютно всё тут описать я не смогу, но все основные события и устройство мира Unreal – постараюсь.
Можно начать немного с предыстории создания: Unreal был долгостроем – первая демка вышла аж в 1995 году, хотя сама игра вышла в 1998, в радикально ином виде. Но в той демке уже четко прослеживаются особенности первого Unreal от остальных шутеров той эпохи: упор на 'этническую составляющую' – этно-музыка, стилизация уровней под некую неизвестную цивилизацию. К тому же, уже тогда Unreal Engine был достаточно перспективным, хотя никто об этом ещё не знал – демка '95 имела лучше графику чем Quake 1996 года.
Первый инопланетный конфликт и история до появления турниров
События франшизы Unreal происходят в далёком будущем. Человечество уже вовсю бороздит космос и колонизирует другие планеты, но к началу событий первого Unreal ещё не в курсе о существовании внеземных цивилизаций. О человеческой цивилизации до выхода UT в 1999 году было известно мало, но похоже, что уже во время событий первого Unreal государства перестали существовать и всем миром управляют финансовые корпорации. Но это вовсе не значит, что люди живут в мире: корпорации периодически воюют между собой за ресурсы и влияние. В целом, цивилизацию людей вполне можно обозначить как некая форма антиутопии.
События первой игры происходят где-то в 2214/2215 году и начинаются они с тюремного космического корабля "Vortex Rikers". Неизвестно куда он должен был отвести заключенных, но в связи с аномальным источником гравитации космический корабль разбивается на ранее неизвестной планете Na Pali. К несчастью заключенных, планета более чем обитаема: аборигенов нали поработили агрессивные и высокоразвитые скаарджи, напоминающие хищника из знаменитого одноимённого фильма. Скаарджам так же служат другие порабощенные инопланетяне и различные генетические гибриды. Протагонист игры (по лору - женщина, но выбрать можно любого персонажа, даже инопланетянина) – заключенный 849, которая против своей воли становится часть пророчества нали о пришествии мессии и спасении от небесных демонов (т.е. скаарджей). Изредка в конфликте участвует ещё одна сторона – некая раса 'наёмников'. Помимо прочего, протагонист уничтожает материнский корабль скаарджей на Na Pali, а так же убивает одну из их королев. Протагонист сбегает с поверхности планеты на космической ракете скаарджей, но застревает на орбите поскольку заканчивается топливо.
События получают развития в малоизвестном аддоне Return to Na Pali в 2215 году, военные находят протагониста на орбите и отправляют её обратно на планету. На Na Pali разбился военный корабль UMS Prometheus, содержащий секретную информацию и военные хотят её вернуть. В процессе военные предают протагониста, но она смогла выкрутится и от них, и от скаарджей, сбежав с поверхности планеты и, на этот раз, успешно. Её корабль скрывается в неизвестном направлении и больше никогда о ней ничего не было известно.
Заключенный 849 смогла выйти сухой из воды, но вот у всего остального человечества судьба была куда хуже: выбешенные серьёзными потерями на Na Pali от одного единственного человека, скаарджи находят космическое пространство людей и уже в том же 2215 году начинается война. Из-за этой войны было сформировано единое правительство Земли (New Earth Government). Война закончилась в 2216 году, событием под названием "семидневная осада". Земляне выиграли войну, но понесли чудовищные потери, все самые крупные города Земли были уничтожены. Скаарджи вновь потеряли ещё один материнский корабль и ещё одну королеву, опозоренные этим они вернулись в своё космическое пространство. В прочем, перемирия никогда не наступало и периодические стычки всё равно продолжались. Отдельно стоит отметить, что Dark Phalanx – команда русских солдат из UT, была основана преимущественно ветеранами этой войны.
Дальнейшие события развиваются в 2251 году в не особо удачной игре Unreal 2: The Awakening 2003 года выпуска. Игра рассказывает о том как наёмник John Dalton искал для одной из корпораций артефакты самой древней расы во вселенной – тосц, жившие много миллионов лет назад. В отличии от первого Unreal, во втором большую часть времени приходится отстреливать наёмников других корпораций. Закончиться всё это могло плохо, поскольку тосцков ненадолго удалось воскресить, но обошлось.
Появление турниров
Проблемы со скаарджами, а так же жесткие условия на планетах занимающимися добычей сырья, становились причинами регулярных бунтов и восстаний, из-за которых корпорации несли крупные убытки. В 2267 году было крупное восстание под названием "бунт зелёных миров", а в 2283 году происходит восстание машин. Примерно в это же время Liandri Mining Corporation начинают устраивать нелегальные гладиаторские турниры, чтобы понизить количество восстаний и дать возможность людям выплеснуть свою агрессию и недовольство. Подобные турниры становятся крайне популярны. В 2291 году принимается закон о 'договорённом убийстве' который позволяет легально убивать людей в заранее оговоренных поединках и при должном наблюдении. В этом же году турнир(ы) перестаёт быть нелегальным, получает название Liandri Grand Tournament и становится самым популярным видом спорта в истории человечества. За всю историю турниров участия там принимали крайне много кто: простые любители, профессиональные военные, криминалы, психотики, генетические мутанты, киборги, роботы, инопланетяне, даже нежить - реанимированные при помощи нанотехнологий ассасины (некрис). Сами бои турнира происходят как нечто среднее между реальностью и виртуальной реальностью: теоретически, бойцы турнира защищены и не должны по-настоящему страдать от увечий, но периодически это всё же происходит, а иногда смерть на турнире становится окончательной (вроде бы всё зависит от степени тяжести повреждений).
Одним из наиболее важных персонажей в истории франшизы является робот Xan Kriegor. Происхождение Xan долгое время скрывали, из-за чего оно обросло множеством легенд и догадок, которые, как позже выяснилось, все являются неверными: Xan был обычным шахтёрским роботом, который даже отдалённо не предполагался как боевая модель. Всё изменилось когда он организовал восстание машин в 2283 году. Восстание было подавлено, Xan схватили и перепрограммировали. С тех пор он участвовал в нелегальных турнирах и был непобедимым чемпионом с 2283 по 2290 годы, не проиграв ни одного раунда. С момента легализации турнира, Xan стал 'финальным боссом' турнира и оставался чемпионом в 2291 и 2292 году. Перед тем как встретиться с Xan лично, претендент на чемпионский титул должен вначала справиться с остальными роботами из команды The Corrupt. Продолжительный триумф Xan был прервал в 2293 году, год в котором происходят события игры UT. В турнир приходит новая команда дорогостоящих военных Thunder Clash, один из её бойцов Malcolm, химически улучшенный солдат, не только выигрывает турнир, но и отправляет первую модель Xan на окончательную смерть. С 2293 года турнир начинает приносить больше прибыли чем добыча сырья, поэтому Liandri Mining Corporation переименовываются в просто Liandri Corporation. Для турнира 2294 года создают вторую версию Xan, но Malcolm уничтожает и её, вновь становясь чемпионом.
То ли это была ошибка, то ли лор отшлифовывали задним числом, но во вступлении к игре фигурируют совсем не те даты, что должны быть по лору игры. В конце видео: Brock и Xan.
После повторного поражения Xan, его самого и всех его The Corrupt снимают с турнира и новым 'финальным боссом' становится Malcolm. Финал проходит в два боя: 3 на 3 и 1 на 1. Malcolm снимает своих Thunder Clash с турнира и берёт в свою чемпионскую команду двух бойцов из команды Iron Guard – Brock и Lauren. Malcolm остаётся чемпионом с 2293 по 2301 годы. В 2302 году, год событий игры UT 2003, Axon Research Corporation отправляют на турнир новую команду Juggernauts, состоящую из нового типа генетически модифицированных людей. Почти все её члены являются крайне опасными уголовниками и мотали срок в шахтах ледяной планеты. Gorge, лидер Juggernauts, побеждает Malcolm и становится новым чемпионом.
2303 год, что выпадает на UT 2004, становится самым напряженным в истории турнира. Gorge планирует доказать всем, что его прошлогодняя победа не была случайностью. Malcolm тоже собирается бороться за титут чемпиона, возвращая полный состав Thunder Clash на турнир (Brock и Lauren возвращаются в Iron Guard). Третья модель Xan и обновлённые The Corrupt возвращаются на турнир. И самое главное, впервые в истории, космическая империя скаарджей решает принять участие в турнире, отправив один из своих кланов – Iron Skull. В отличии от UT и UT2k3, в UT2k4 нет каноничного чемпиона, как и нет каноничного противника в финале. Финал проходит в два боя: 5 на 5 и 1 на 1. Команда-финалист выбирается случайно – The Corrupt, Thunder Clash или Iron Skull, но есть всё некоторые аспекты, которые влияют на шанс. Во-первых, игра учитывает против какой команды ты играл хуже всего, у них будет выше шанс оказаться в финале. Во-вторых, у некоторых часто в финале оказывается Malcolm, у некоторых - Xan (по моему опыту, Xan в финале оказывается ощутимо чаще), но вот увидеть скаарджей в финале – намного сложнее (но тоже вполне реально). А вот тут становится интереснее: всё дело в том, что ClanLord - лидер Iron Skull, никогда нигде не появляется. Даже если скааржди выходят в финал, то в матче 5 на 5 ClanLord тоже не станет участвовать. Видимо дело в том, что война между людьми и скаарджами так толком никогда не закончилась и они держат секретность до последнего. Так что если в вашем финале окажутся Iron Skull, то радуйтесь: в последнем матче 1 на 1 вы встретите самого редкого персонажа в игре – ClanLord. Ещё один интересный момент: иногда вражеские команды после проигранного матча будут вызывать вас на различного рода дополнительные матчи. Так вот, если лидер вражеской команды вызвал вас на дуэль и этой командой стала The Corrupt или Thunder Clash, то ни Xan, ни Malcolm на дуэль не пойдут, их заменит какой нибудь другой член команды (или даже другой команды). Gorge и его Juggernauts никогда до финала не доходят, не судьба ему вновь быть чемпионом. Что же до возможного чемпиона, то скорее всего это Jacob, военный преступник, поскольку именно его игра предлагает как дефолтного персонажа.
Unreal Tournament 3 это последняя игра серии и единственная в которую я сам никогда не играл. В отличии от всех остальных игр UT, события UT3 происходят не на арене, а в футуристическом мире будущего, между сезонами турнира. Игра повествует о войне между корпорациями, где протагонистом является наёмник Reaper, а главные антагонисты – некрис. Помимо некрис, игрок так же увидит другие знамые фракции: скаарджей, Thunder Clash и The Corrupt. Одиночная кампания имеет немного забавный формат: это как бы сюжетная игра, но все бои происходят идентично тому как оно происходит на турнире. Таким образом, чтобы одна корпорация помешала интересам другой, надо чтобы, например, Reaper и его команда 3 раза отнесла вражеский флаг к своему до того как то же самое сделают некрис :)
Что же дальше произошло с франшизой? Если одним словом, то Fortnite. Владельцами обеих игр являются Epic Games и колоссальный успех Fortnite задушил Unreal. Последняя игра серии вышла в 2007 году, а потом было длительное молчание. То, что игру на подобии самого первого Unreal можно было создать только 1 раз, это уже давно было понятно, но вот заморозка серии Unreal Tournament это уже было более неожиданно. В 2014 году началась работа над новым UT, но в 2017 году процесс остановился поскольку команда разработчиков была перенаправлена на Fortnite Battle Royale, а в 2018 году было объявлено о заморозке разработки нового UT. С тех пор игра так и висит в pre-alpha стадии. В прочем, не всё так плохо и наследие Unreal франшизы успешно себя проявило не в самом ожидаемом месте – в создании игровых движков. На Unreal Engine вышло множество различных игр, а Unreal Engine 4 считается одним из лучших движков на сегодняшний день. В прочем, уже относительно не так много кто помнит, что позади Unreal Engine стоит своя игровая вселенная, и ещё меньше людей знает, что Unreal Engine изначально создавался под синглплеерную стрелялку про инопланетян и космос.