Спайк Ли один из крупнейших американских режиссеров. Лидер, так называемого, «черного кино» Америки. Он один из первых режиссеров который всегда являлся очень политизированным, яро и открыто говорил про расовую проблему и открыто критиковал фильмы романтизирующие данную проблему, будь то снятые практически столетие назад «Унесенные ветром» или современную «Зеленую книгу». В 2018 Спайк Ли снимает собственную картину «Черный клановец» одной из мотивировок к созданию которой явились столкновения с ультраправыми радикалами в городе Шарлотсвилл в 2017 году. В своей новой работе режиссер снова поднимает проблемы нетерпимости в данной картине, которая проходит «кровавым» следом через всю историю США, но уже не совсем в том ключе как прежде, Спайк Ли буквально вздымает в небо свой кастет от оскоровского наряда со словами «LOVE” и призывает всех нас к нему присоединяться.
Спайк Ли не церемонится со зрителем и кидает его из одной исторической эпохи в другую на протяжении всего фильма. Вначале попадая в эпоху гражданской войны в США с помощью кадров из фильма «Унесенные ветром», потом в хроникальные кадры 50-х годов и вот когда зритель уже привыкает к провинциальному городку в штате Колорадо 70-х нас снова кидают, но уже в наши дни, в эпоху президентства Дональда Трампа. Тем самым режиссер буквально стирает все временные границы и говорит о том, что временной контекст совершенно не важен, важна лишь сама проблема.
Эта самая проблема прослеживается во всех ветках повествования, но все же основное действие происходит в Колорадо-Спрингс в 70-х годах, где в местный полицейский департамент, для того что бы идти в ногу со временем нанимают первого чернокожего полицейского, однажды, скучая на работе с газеткой, Сталлворт откроет ее на рекламном объявлении ку-клукс-клана, из любопытства наберет номер, ему тут же перезвонит глава местной ячейки и назначит встречу.
Данная картина, умело притворяясь абсурдистской комедией тем не менее пронизана явными политическими заявлениями. Все выглядит в традициях творчества Спайка Ли. Все темнокожие персонажи карикатурно хороши и кидаются словечками «Я подставлю другую щеку», а все «белое» руководство полицейского участка: «Нетипично для черного». Даже ракурсы фильма играют на «положенной» стороне. Главный герой все первую половину фильма показан острым верхним ракурсом, что особенно четко прослеживается в начальной сцене, когда Рон Сталворт приходит устраиваться в полицейский участок. Все же куклусклановцы показаны абсолютно карикатурно озлобленными и глуповатыми.
Казалось бы, что это абсолютно типичный фильм «блекэксплотейшен», но ближе к середине картины становится заметно, что это совсем не так. Плакатные лозунги довольно таки расисткой направленности мы слышим не только из уст представителей клана и даже не из речи лидера и других участников радикальной организации «Черные пантеры», а они проскальзывают даже в речи старика, рассказывающего о временах расовой сегрегации. Уже вышеупомянутые ракурсы в течении фильма становятся все более нейтральными. Такая прямолинейная плакатная риторика не совсем характерна для современных фильмах на данную тематику, которые решают данную проблему более тонко. Но в этом «олдскульном» повествовании «клановца» есть некая задорность, которая отлично совмещается с стилистикой бадди-муви 70-х годов.
Тем самым меж двух огней оказывается главный герой и его напарник еврей в исполнение Адама Драйвера. Они оказываются втянутыми в войну, в которой нет победителей, а проигравшие — все. И такая война может логично и приводит взрывам и насилию на улицах маленького городка. А главным героям только и остается что все время притворятся для того что бы не попасть в мясорубку, в особенности Рону Сталворту. Не только по работе, но и с собственной девушкой, с собственными коллегами: черным, белым, полицейским, расистом, активистом. Поскольку изначально он везде чужой, возможно это в какой-то мере отражение позиции и самого режиссера, который пусть и снимал довольно остро-политическое кино, но лишь для наступления мира и понимания.
Временные же контексты не важны важна сама суть, история как про «тогда», так и про «сейчас». В этой абсолютно бессмысленной войне всех против всех лучше не будет никому и никогда, неслучайно картина начинается с кадров показа умирающей армии конфедерации. Да это явный фильм-призыв на баррикады, но возможно только в этот раз призыв для заключения перемирия. Особенно говорящим был костюм самого Спайка на премии «Оскар» и в этом вечном противостоянии «LOVE» vs. «HATE» победил Спайк Ли!