Найти в Дзене
Киномысли

LOVE vs. HATE. Война Спайка Ли

Спайк Ли один из крупнейших американских режиссеров. Лидер, так называемого, «черного кино» Америки. Он один из первых режиссеров который всегда являлся очень политизированным, яро и открыто говорил про расовую проблему и открыто критиковал фильмы романтизирующие данную проблему, будь то снятые практически столетие назад «Унесенные ветром» или современную «Зеленую книгу». В 2018 Спайк Ли снимает собственную картину «Черный клановец» одной из мотивировок к созданию которой явились столкновения с ультраправыми радикалами в городе Шарлотсвилл в 2017 году. В своей новой работе режиссер снова поднимает проблемы нетерпимости в данной картине, которая проходит «кровавым» следом через всю историю США, но уже не совсем в том ключе как прежде, Спайк Ли буквально вздымает в небо свой кастет от оскоровского наряда со словами «LOVE” и призывает всех нас к нему присоединяться.

Спайк Ли не церемонится со зрителем и кидает его из одной исторической эпохи в другую на протяжении всего фильма. Вначале попадая в эпоху гражданской войны в США с помощью кадров из фильма «Унесенные ветром», потом в хроникальные кадры 50-х годов и вот когда зритель уже привыкает к провинциальному городку в штате Колорадо 70-х нас снова кидают, но уже в наши дни, в эпоху президентства Дональда Трампа. Тем самым режиссер буквально стирает все временные границы и говорит о том, что временной контекст совершенно не важен, важна лишь сама проблема.

Эта самая проблема прослеживается во всех ветках повествования, но все же основное действие происходит в Колорадо-Спрингс в 70-х годах, где в местный полицейский департамент, для того что бы идти в ногу со временем нанимают первого чернокожего полицейского, однажды, скучая на работе с газеткой, Сталлворт откроет ее на рекламном объявлении ку-клукс-клана, из любопытства наберет номер, ему тут же перезвонит глава местной ячейки и назначит встречу.

-2

Данная картина, умело притворяясь абсурдистской комедией тем не менее пронизана явными политическими заявлениями. Все выглядит в традициях творчества Спайка Ли. Все темнокожие персонажи карикатурно хороши и кидаются словечками «Я подставлю другую щеку», а все «белое» руководство полицейского участка: «Нетипично для черного». Даже ракурсы фильма играют на «положенной» стороне. Главный герой все первую половину фильма показан острым верхним ракурсом, что особенно четко прослеживается в начальной сцене, когда Рон Сталворт приходит устраиваться в полицейский участок. Все же куклусклановцы показаны абсолютно карикатурно озлобленными и глуповатыми.

Казалось бы, что это абсолютно типичный фильм «блекэксплотейшен», но ближе к середине картины становится заметно, что это совсем не так. Плакатные лозунги довольно таки расисткой направленности мы слышим не только из уст представителей клана и даже не из речи лидера и других участников радикальной организации «Черные пантеры», а они проскальзывают даже в речи старика, рассказывающего о временах расовой сегрегации. Уже вышеупомянутые ракурсы в течении фильма становятся все более нейтральными. Такая прямолинейная плакатная риторика не совсем характерна для современных фильмах на данную тематику, которые решают данную проблему более тонко. Но в этом «олдскульном» повествовании «клановца» есть некая задорность, которая отлично совмещается с стилистикой бадди-муви 70-х годов.

-3

Тем самым меж двух огней оказывается главный герой и его напарник еврей в исполнение Адама Драйвера. Они оказываются втянутыми в войну, в которой нет победителей, а проигравшие — все. И такая война может логично и приводит взрывам и насилию на улицах маленького городка. А главным героям только и остается что все время притворятся для того что бы не попасть в мясорубку, в особенности Рону Сталворту. Не только по работе, но и с собственной девушкой, с собственными коллегами: черным, белым, полицейским, расистом, активистом. Поскольку изначально он везде чужой, возможно это в какой-то мере отражение позиции и самого режиссера, который пусть и снимал довольно остро-политическое кино, но лишь для наступления мира и понимания.

-4

Временные же контексты не важны важна сама суть, история как про «тогда», так и про «сейчас». В этой абсолютно бессмысленной войне всех против всех лучше не будет никому и никогда, неслучайно картина начинается с кадров показа умирающей армии конфедерации. Да это явный фильм-призыв на баррикады, но возможно только в этот раз призыв для заключения перемирия. Особенно говорящим был костюм самого Спайка на премии «Оскар» и в этом вечном противостоянии «LOVE» vs. «HATE» победил Спайк Ли!

#Черныйклановец #СпайкЛи #АдамДрайвер #ДжонДэвидВашингтон