Вы знали, что ваш фирменный логотип – это не только товарный знак? Права на товарный знак, как известно, возникают с даты его регистрации в патентном ведомстве на территории конкретной страны. Однако следует учитывать, что параллельно логотип охраняется авторским правом.
Как защитить свои права на логотип и избежать рисков — рассказали эксперты компании PATENTUS.
Возникновение и действие авторских прав
Авторское право возникает с момента создания объекта и действует на территории всего мира. Срок действия прав отличается в различных странах. В России авторское право на произведения графики действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Обязательна ли регистрация авторских прав?
Регистрация авторских прав носит необязательный характер. В любом свидетельстве о регистрации авторских прав будет указано, что вы являетесь автором или правообладателем по вашему собственному заявлению. Такое свидетельство подтверждает факт предъявления вами объекта на определенную дату.
На что обратить внимание
Традиционно в качестве доказательств наличия авторских прав принимаются:
• исходные файлы, в свойствах которых имеются данные об авторе и дате создания;
• договоры о передаче авторских прав.
Причины отказов в регистрации предоставления права на товарный знак
Если логотип разработан дизайнером в рамках трудовых обязанностей, действует правило п. 2 ст. 1259 ГК РФ: исключительное право на произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Если вы сотрудничаете с дизайнерским бюро, брендинговым агентством или фрилансером, убедитесь, что авторские права на логотип переданы вам в полном объеме по договору.
Риски при отсутствии доказательств принадлежности авторских прав
Во-первых, в договоре о передаче авторских прав дизайнер должен заявить о том, что создал логотип самостоятельно – без заимствования охраняемых элементов чужого творчества (графические шаблоны, коммерческие шрифты). На случай нарушения таких условий вам должны предоставить гарантии возмещения убытков, возникших в результате претензий о нарушении, или, по крайней мере, активного содействия в разрешении конфликта.
Во-вторых, регистрация товарного знака сама по себе не означает принадлежности правообладателю авторских прав. В случае конфликта (например, с бывшим сотрудником) риски прекращения действия товарного знака на основании принадлежности авторских прав достаточно низкие. Однако у автора сохраняются возможности препятствовать фактическому использованию логотипа.
Автор: Анастасия Спильник, патентный поверенный № 1838
Более подробно об охране авторских прав можно почитать в статье на сайте.
Ставьте лайк, поделитесь с друзьями, подпишитесь на этот канал!
Юристы по интеллектуальной собственности защитят Ваши интересы. Регистрация товарного знака в России и за рубежом. Регистрация патента на дизайн (промышленный образец) в России.