Найти тему

Особенности дистанционного обучения, ч. 2: средняя школа

Оглавление

Все родители хотят дать ребёнку достойное и разностороннее образование. А ещё каждый родитель хочет, чтобы ребёнок рос счастливым и здоровым, не подвергался нападкам и травле, не нервничал из-за плохих оценок или пропущенного урока. Обучение в онлайн-школе может помочь избежать всех этих проблем.

В предыдущей статье мы говорили об особенностях семейного обучения в младшей школе, рассмотрели положительные стороны и способы решения некоторых трудностей. Рассказываем о специфике дистанционной учёбы в средней школе – с 5 по 9 классы, когда обучение чтению, письму и простому счёту уже далеко позади, появляются такие предметы, как физика, биология, химия, история, обществознание, а дети приходят в школу за обширными знаниями о мире и о себе.

Преимущества дистанционного обучения

Интересные домашние задания

Домашние задания кажутся неотъемлемой частью образовательного процесса. Но порой учителя задают на дом материал, на который не хватило времени в классе, да и ответы на типовые задания ребёнок может без труда найти в интернете. В итоге домашнее задание превращается в нудную работу, от которой хочется поскорее избавиться.

-2

На семейном обучении уроки строятся по-другому: время не тратится на дисциплину и организационные вопросы, не приходится ждать других учеников, обучение не делится на «классную» и «домашнюю» работу.

В онлайн-школе домашние задания могут быть более интересными и творческими. Вместо механического выполнения одинаковых задач ребёнок может углубиться в тему, высказать собственное мнение, нарисовать схему или сделать макет. Когда в «классе» ученик один, у него есть большой простор для творчества и самовыражения.

Больше свободы

-3

Уметь следовать правилам важно. Но когда ребёнок весь день проводит за партой, глядя на учительницу, без возможности размяться, временно переключиться или поделиться своим мнением, учёба начинает казаться каторгой.

На семейном образовании график, время урока и даже место его проведения ребёнок и его родители выбирают сами. А значит, ученик сможет не только сделать разминку, сменить деятельность и отдохнуть, но и проходить новые темы в разных локациях: пойти в исторический музей, учить биологию в ботаническом саду, съездить с родителями в родной город писателя или поэта.

Нет погони за оценками

-4

Похвала и признание учителя важны для ребёнка в любом возрасте. И быть успешным хочет каждый. Но в то же время очевидно, что каждый человек особенный, у всех разный темп работы, разное восприятие. В школьном классе учатся не менее 25 детей, и учитель просто физически не может работать индивидуально с каждым. Учеников в классе часто делят на «отличников» и «отстающих».

Такое разделение провоцирует у ребёнка желание гнаться за оценками, получить пятерку любым способом, потратив на это много сил и нервов. Или, напротив, ученик впадает в апатию, веря в неизбежность своей двойки или тройки. Реальное качество знаний отходит на второй план.

Ребёнок на семейном обучении в «классе» один. Ему не с кем соревноваться, некого ждать или догонять. Он учится в своем темпе и для себя. Оценивание и контроль знаний, конечно, остаётся в той или иной мере, но оценки зарабатываются за работу. Сохраняется здоровье, нервы, а учёба становится источником знаний, а не погоней за отметками.

Трудности дистанционного обучения

Самоорганизация

Возможность выбирать удобный график и темп освоения программы — преимущество дистанционного образования. Но рядом не будет учителя, который «нависает» над ребёнком, заставляя его работать и внимательно слушать.

-5

Семейная форма обучения предполагает высокий уровень ответственности и самоорганизации ребёнка. Ему предстоит самому распределять своё время и силы. Так ребёнок учится быть более ответственным и самостоятельным, но тем, кто не привык учиться без постоянных напоминаний, первое время на дистанционном обучении придется попотеть. И, будем честны, есть и такие дети, которым это совсем не подходит.

В статье о гибких и жёстких навыках мы говорили о том, как важно уметь работать в команде. В школе этот навык вырабатывается, когда дети вместе работают над проектами, делают доклады и презентации, участвуют в школьных концертах и постановках.

-6

На семейном обучении ребёнок участвовать в таких коллективных проектах не может. Но и школой вся жизнь не ограничивается. Навыки коллективной работы вырабатываются на дополнительных занятиях – например, танцами или командным спортом. А ещё есть семейные походы и развлечения, совместное выполнение домашних дел – всё это помогает ребенку учиться работать сообща.

Опыт публичных выступлений

Ответ у доски или с места перед всем классом, пересказ параграфа, чтение стихотворения – это всё маленькие публичные выступления. В школе ребёнок постепенно учится «выступать» перед зрителями и не бояться этого.

-7

На дистанционном обучении школьнику не приходится выступать перед сверстниками. Он либо сдаёт домашние задания в письменном виде, либо рассказывает материал устно репетитору или родителям или записывает на видео.

Чтобы ребёнок получил опыт публичных выступлений, родители могут договориться с учебным заведением, в котором числится ребёнок, чтобы тот мог участвовать в общешкольных мероприятиях. Развить этот навык помогут и секции ораторского мастерства, занятия в театральной студии или школе искусств.

***

Дистанционное обучение в средней школе помогает убрать школьные рамки, сделать учёбу интересной и разнообразной, поддержать любознательность ребёнка, улучшить качество его знаний. Важно помнить, что при любом формате обучения мы получаем ровно столько знаний, сколько сами готовы взять, поэтому ключевую роль играет самоорганизация и самодисциплина.

В следующей статье мы поговорим о недостатках и преимуществах семейного обучения в старших классах.