Найти тему
"Два слова о войне..."

ЕГО НАЗЫВАЛИ РЕСИСТЕНТЕ

"Перед боевым вылетом летчики одного из лучших авиасоединений, где командиром майор М. Федосеев, идут к самолетам". Снимок фотокорреспондента Якова Халипа был опубликован в газете "Красная Звезда" от 3 октября 1941 года
"Перед боевым вылетом летчики одного из лучших авиасоединений, где командиром майор М. Федосеев, идут к самолетам". Снимок фотокорреспондента Якова Халипа был опубликован в газете "Красная Звезда" от 3 октября 1941 года

Михаил Федосеев родился 20 сентября 1912 года в Казани. В 20-е годы семья Федосеевых перебралась в Нижний Новгород, где Михаил окончил семь классов школы и несколько лет работал слесарем на заводе «Красное Сормово». В 1931 году уехал в Пермь, работал на тамошних стройках, потом – на заводе имени С.М. Кирова. В 1933 году был призван в армию и, по комсомольской путевке, оказался сначала в Оренбургской военной школе летчиков и летчиков-наблюдателей, а, после успешного окончания, - в Борисоглебской школе высшего пилотажа. Пройдя обучение, Михаил Федосеев до 1938 года служил в Борисоглебской школе инструктором, а затем был направлен в 56-ю истребительную авиабригаду Киевского военного округа. Во время воздушного парада в Москве 1 мая 1937 года за штурвалом одного из истребителей был и лейтенант Федосеев.

После фашистского мятежа в Испании в 1936 году Советский Союз выступил на стороне республиканского правительства. Советские военные советники, а также летчики, танкисты направлялись на помощь испанским товарищам. В июне 1938 года в Испанию прибыла группа из тридцати четырех истребителей, отличавшихся высоким уровнем летной подготовки. Вошел в эту группу и Федосеев. В это же время в Испанию были поставлены 90 самолетов И-16.

Свой первый воздушный бой Михаил Федосеев провел 13 июля в районе излучины реки Эбро. Прикрывая вылетевшие на задание бомбардировщики, группа из восьми истребителей уничтожила два итальянских истребителя «Фиат» CR.32. А 4 августа Ресистенте (исп. «неутомимый») одержал свою первую победу, на высоте пяти тысяч метров прицельной очередью «достав» вражеский «мессер». Через несколько дней летчик удвоил свой боевой счет.

В октябре 1938 года советские летчики покинули Испанию. На боевом счету Михаила Федосеева к тому времени было 88 боевых вылетов и 5 воздушных побед. На Родине истребитель был удостоен ордена Ленина и, получив звание капитана, назначен на должность командира 6-й отдельной истребительной авиаэскадрильи. В апреле 1940 года Федосеев занял должность замкомандира 88-го истребительного авиполка ВВС Киевского особого военного округа, а в июне 1941-го принял под командование 247-й истребительный полк, дислоцировавшийся в городе Черновцы.

Как сообщают сохранившиеся документы, в начале войны «…из-за отсутствия должного руководства боевыми действиями свыше, внезапности вероломного нападения немецко-фашистских войск и невысокого качества материальной части полк, самостоятельно отражая налеты вражеской авиации, к 5.7.1941 г. потерял значительную часть своих самолетов. Передав оставшиеся самолеты другим частям ВВС Киевского округа, личный состав был собран и отправлен для переучивания и получения новой материальной части на тыловой аэродром ст. Сейм МВО». За этот период летчики полка сбили четыре вражеских самолета, причем два из них – на счету Михаила Федосеева.
В сентябре 1941 года, после переформирования, полк был придан 51- отдельной армии и перебазировался сначала на аэродром Новониколаевка, а позже – в Джанкой. Летчики полка участвовали в Крымской оборонительной операции, поддерживали войска в ходе Керченско-Феодосийской операции, участвовали в наступательных боях зимы-весны 1942 года.

12 февраля 1942 года командир 247-го истребительного авиполка майор Федосеев был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени летчик совершил 169 боевых вылетов и в 27 воздушных боях уничтожил 13 вражеских самолетов. Вот только получить Золотую Звезду Федосеев не успел.

23 марта 1942 года группа из четырех истребителей вылетела на разведку аэродрома Субаши. Самолеты велели лейтенанты Степна Карнач, Василий Шевчук, Алексей Шмырев и Виктор Головков. Через несколько минут после взлета самолет Шмырева вернулся на базу. Причиной стала неисправность машины – не убиралась правая нога шасси. Несмотря на это, Федосеев сам сел за штурвал неисправного самолета и отправился на помощь группе своих истребителей.

В нескольких километрах от вражеского аэродрома трое летчиков вступили в неравный бой против семи немецких «мессеров». Подошедший на помощь Федосеев отвлек на себя внимание двоих немцев. Еще одного «приземлил» Головков. Самолет Василия Шевчука был подбит и загорелся. Летчик сумел посадить машину, но приземлился… на минное поле, буквально чудом не подорвавшись. По словам Шевчука, который наблюдал финал боя с земли, на помощь немцам подоспели еще восемь самолетов. Силы оказались слишком неравными… Самолет Федосеева был подбит и горящим упал на территорию противника. Ценой своей жизни командир 247-го полка спас своих боевых товарищей. Они уцелели в том бою.

Михаила Федосеева похоронили в братской могиле в селе Семисотка Ленинского района республики Крым. Сегодня его именем названа улица в Кировском районе Перми, также в Перми установлен бюст Героя.

А как сложилась судьба других участников того воздушного боя? Степан Карнач в 1944 году был удостоен звания Героя Советского Союза, военную службу оставил только в 1973 году, в звании генерал-майора авиации. Василий Шевчук свою Золотую Звезду получил в июне 1945 года, в отставку вышел в 1979 году, в звании генерал-лейтенанта авиации. Оставил воспоминания «Командир атакует первым». А вот Виктор Головков своего командира пережил совсем ненадолго. 30 июля 1942 года командир звена 247-го истребительного авиационного полка Виктор Степанович Головков не вернулся с боевого задания. На счету летчика было пять воздушных побед.

Вечная слава и вечная память Михаилу Федосееву и его боевым товарищам, защищавшим от врага наше свободное небо!
_______________________________________________
Александр Гулин, "Два слова о войне"