Для четкого понимания темы цитата из Википедии:
Мизогини́я — ненависть, неприязнь либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам (девушкам, девочкам).
Нынче на дворе XXI век, а все равно продолжают навешивать на людей ярлыки и на женщин в том числе. А про XIX век и начало ХХ века даже рассуждать нечего. Повсеместно цвела мизогиния.
Литературные произведения - отражение мира писателя. Естественно, что женщины у авторов позапрошлого века показаны как бесправные люди. Но... все-таки даже в патриархальном обществе авторы писАли о сильных, благородных и уважаемых женщинах.
Например, Маргарет Митчелл написала роман "Унесенные ветром", где почти все героини умные, отважные и смелые. Можно конечно списать это на то, что сама Митчелл - женщина.
Давайте рассмотрим тогда русских писателей мужского пола. А. Н. Островский - современник Льва Николаевича Толстого.
Возьмем, к примеру, "Бесприданницу". Бедная Лариса - жертва общества, в котором дворянки практически никак не могли обеспечить себя без мужчин. Несчастная Лариса - жертва Паратова, воспользовавшегося влюбленной девушкой. Обездоленная Лариса - жертва матери, воспитанная слушаться старших.
Или вот, например, "Гроза". Как и Анна Каренина у Толстого, Катерина у Островского совершает сами знаете что. Вот только обстоятельства и причины у них совсем разные. Катерина живет с безвольным маменькиным сынком и тираном-свекровью.
Вернемся к произведениям Льва Николаевича.
Анна Каренина
Анна Аркадьевна живет с мужем, который старше нее и с любимым сыном. Никто ее не бьет, не изводит ежедневно руганью и вообще, жизнь Анны Карениной очень даже неплохая. Но, ей захотелось "любовной страсти".
Анна Каренина - эгоистичная, безответственная женщина, которая любила кое-чем баловаться. И вот эту кукушку-мать, неверную жену, любовницу-собственницу и просто наркоманку Лев Николаевич сделал главной героиней своей книги. Как же поучительно, да? Мол, нечего женщинам о чем-то мечтать и идти против общества.
Война и мир
Наташу Ростову сам писатель очень любил. Она же исправившаяся пропащая героиня. Сбегала с любовником, но потом стала образцовой Толстовской женщиной. Такой, что нарожала детишек и стала размера XXL, при этом вполне довольна таким существованием. Остальные люди ее обзывают в книге "потухшей тенью". Значит, автор вполне осознает дремучесть героини даже по меркам того времени. По мнению Толстого, женщине не следует думать ни о чем, кроме воспроизведения детей.
Элен Курагина всячески порицается самим Львом Толстым. Красавица Элен любит откровенные наряды, богатых мужчин и восхищение окружающих. При этом высшее общество в "Войне и мире" считает девушку прекрасно воспитанной, интересной красавицей и умницей. Сам же писатель называет ее пустой, глупой и меркантильной. В итоге автор наказал Элен смертью.
Марья Болконская еще одна образцовая Толстовская героиня. Ее сначала мучал деспот-отец, потом ей изменил Курагин. Несмотря на все унижения от этих мужчин Марья их продолжала любить и желала им счастья. Это как бы "если ударили по щеке, подставь вторую". В конце праведница Марья вознаграждена Львом Толстым - выходит замуж и рожает. Писатель прямо говорит читателям, что женщине положено быть бессловесной всепрощающей тряпкой.
Грустно, что в школе детям приходится читать произведения, где унижают человеческую сущность женщин.
“Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Я возмутилась страшно таким мнением и стала упрекать Льву Николаевичу”. Дневник С. А. Толстой, 1897 год