Найти тему
Журнал "Артист"

Энди Уорхол – художник, изменивший музыку

Энди Уорхол - американский художник, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства, в целом. Он фактически стер границы между коммерческим и художественным, низким и высоким и доказал, что искусством может быть все что угодно. Но Энди Уорхол известен не только своими выставочными произведениями, но и сотрудничеством со многими музыкантами!
Журнал «Артист» решил провести небольшой исторический ликбез о творческих музыкально-художественных коллаборациях Энди Уорхола.

Говоря о влиянии Уорхола на рок-музыку, первым делом на ум приходит группа The Velvet Underground. Справедливости ради стоит сразу же отметить, что если бы не Энди, то не факт, что широкая общественность вообще узнала бы об их существовании!

Их сотрудничество началось с того, что Уорхол пригласил тогда ещё никому неизвестную группу для озвучки своего перформанса, который носил название «Exploding Plastic Inevitable». Уорхол остался доволен работой The Velvet Underground. Они стали частыми участниками его мультимедийных шоу и завсегдатаями «Фабрики». В итоге Уорхол помогает группе записать и выпустить свой дебютный альбом, пригласив под шумок свою тогдашнюю протеже - немецкую певицу Нико. Пластинка «The Velvet Underground & Nico» вышла в 1967 году. Уорхол сам нарисовал и обложку к ней, на белом фоне которой красуется ярко-желый банан.

«Мало кто покупал пластинки Velvet Undeground, но каждый, кто купил - основал свою собственную группу»- музыкант и продюсер Брайан Ино

Но почему обычный переспелый банан на белом фоне стал таким популярным и вывел художника в ранг рок-звезды? Секрет обложки прост: она была интерактивной. Надпись на бумаге гласила «Потяни и смотри». Когда хозяин тянул желтый стикер — кожуру банана, под ним обнаруживалась розовая мякоть. Для своего времени это был настоящий прорыв. С бананом могли конкурировать разве что джинсы для альбома Rolling Stones от 1971 г. Sticky Fingers.

-2

Rolling Stones, конечно, раскрутились без участия Энди Уорхола. Но обложка альбома 1971 года «Sticky Fingers» считается одной из самых известных и успешных рок-обложек. Для этой пластинки художник придумал другую интересную фишку - мало того, что на обложке изображено фото мужской промежности в джинсах (не Джаггера, как многие думают!), это был очередной вызов от Энди. В оригинальном издании винила молния у джинс была настоящая, под ней таилось фото мужского нижнего белья. Кстати, это издание одно время было запрещено в Испании именно из-за столь провокационного оформления.
Были в дискографии группы пластинки, которые украшали портреты Мика Джаггера и Уорхола - бутлег-альбом 1973 года «Emotional Tattoo» (большая коллекционная редкость на сегодняшний день) и концертный альбом «Love You Live» (1977). Последний, правда, потерпел правки со стороны Джаггера, что ощутимо расстроило Уорхола.

-3
-4

В 1980 году Уорхол написал портрет Джона Леннона. Что примечательно - написан этот портрет был совсем незадолго до убийства Леннона. Именно этот портрет лег в основу оформления его сольного альбома «Menlove Ave», который был выпущен посмертно, в 1986 году. Пластинка содержала неизданные треки Леннона, но, несмотря на хорошие отзывы критиков, коммерческим успехом так и не увенчалась.

-5

За годы своей творческой активности Уорхол создал порядка шестидесяти обложек для самых разных альбомов. Среди них было много джазовых и рок исполнителей. Однако, были музыканты, которые лично не сотрудничали с Уорхолом, но признавали его огромный вклад в их музыку, находили его своим источником вдохновения. Так случилось с Дэвидом Боуи. После неудачи первого альбома Дэвид находился в поиске верного вектора творчества. Когда-то ему посчастливилось попасть на «Фабрику», увидеть перформансы Уорхола и вживую услышать The Velvet Underground. Увиденное так вдохновило Боуи, что именно с этими событиями он связывал появление Зигги Стардаста! Боуи так был благодарен Уорхолу, что даже посвятил ему песню, которая так и называлась, «Andy Warhol» (альбом «Hunky Dory», 1971 год). В 1996 году Боуи снова отдал дань уважения Уорхолу, сыграв его в фильме «Баксия».

Энди Уорхола нет с нами больше тридцати лет, однако его творческое наследие будет на устах современников и стенах музеев еще много десятков лет, а отголоски его работ будут продолжать влиять не только на сферу изобразительного искусства, но и на сферу музыки и кино!

25 сентября в Третьяковской Галерее на Крымском Валу открылась выставка «Я - Энди Уорхол». Это событие всего за пару недель работы успело вдохновить и впечатлить многих поклонников поп-арта, в частности, и современного искусства, в целом.

Виктория Микина