Найти тему
History for dummies

Мулан - кто она такая для китайской культуры?

Совсем недавно вышла новая адаптация, хорошо всем знакомого мультфильма, про Мулан. Очень многие жалуются, что фильм совершенно непохож на мультфильм. Действительно никаких веселых песен, смешных драконов и вообще все происходящее выглядит как типичный китайский фильм на историческую тему, где все крутится вокруг боевых искусств и на самом деле это не так плохо, если ты не компания Дисней. Однако в Китае изменения восприняли довольно положительно и причины такого отношения, могут очень многое рассказать о китайской культуре и особенностях китайской истории.

Сегодня я хочу поговорить о Мулан, о китайских женщинах воительницах и немножко о конфуцианстве. Вообще говоря, Мулан это не диснеевский персонаж, так что можно сразу бросить все попытки выдать диснеевскую Мулан за некий канон, потому что оригинальная легенда очень и очень старая и датируется примерно 6 веком нашей эры. И с тех пор она пережила громадное количество всевозможных адаптаций, но подождите поднимать брови по поводу удивительного древнекитайского равноправия, ведь хоть диснеевская Мулан это действительно диснеевская принцесса, в которой от диснеевской типичной принцессы весьма мало и строго говоря, она вообще не принцесса, тем не менее, не о каком равенстве конечно изначальная история не говорила. Даже наоборот, история была про традиционные ценности, но обо всем по порядку.

-2

Киноадаптация

Сюжет на первый взгляд более-менее тот же, стране угрожает война с кочевниками со смешным названием Жужани, старый папа Мулан получает повесточку с требованием немедленно прислать от семьи мужчину на призывной пункт, в семье при этом из мужчин только старый папа и маленький брат Мулан, так что сама она притворяется мужчиной и отважно вступает в армию. Через 10 лет возвращается с победой, скромно отказывается от наград и возвращается домой.

Мультфильм

Диснеевская Мулан, типичный американский тинейджер, которую не понимают и чьи интересы, так или иначе разъезжаются с интересами её семьи. В начале мультфильма её пытаются превратить в девицу на выданье, но из этой затеи ничего не выходит. Когда она отправляется на войну, конечно поводом становится болезнь отца, но нам изо всех сил демонстрирует её независимый и сильный характер. Она постоянно действует исходя из собственной инициативы, её показывают на контрасте с тремя солдатами, балбесами и вообще ей явно нравится происходящее. Она знает, что поступает правильно и местный гарант морали - император, об этом я еще скажу пару слов, в итоге ее оправдывает.

-3

Но традиционной интерпретация этого персонажа совершенно иная, да она нарушает правила, но она знает, что она нарушает правила и для неё этот поступок жертвенный, она рискует собой, своим статусом и, в общем-то, своей безопасностью ради своего отца, семьи и родины. К которым она относится настолько почтительно, что готова идти на этот риск. И да, время идет, персонажи развиваются, но практически все бесконечные китайские вариации Мулан в первую очередь акцентировали внимание на конфуцианских идеалах, в которых она воплощалась, довольно консервативных идеалах.

В 16 веке, из нее решили сделать образцовую жену, и она после окончания своей службы начинает посвящать всю свою жизнь целиком своему мужу. В 17 веке ей решают ещё добавить немножко воинской чести и когда она возвращается ко двору, её начинают обвинять в том, что она готовит предательство императора, она показывает, значит, что она вся из себя такая молодец , никого не собиралась предавать и вырезает сердце из своей груди. А в 19 веке ещё все ко всему прочему вспомнили, что знаете, она женщина и поэтому давайте добавим немножко сексуальных сцен и желательно лесбийских, и групповых. Ну да, знаете потому что ублажать мужчину это тоже традиционная женская добродетель. Как видите. хотя этот персонаж явно изменялся и эволюционировал, акцент делался не то чтобы на каких-то глубоких личностных, сложных качествах. Ну, а когда Мулан впервые начали экранизировать, это тоже делали китайцы и делали они это во время второй японо-китайской войны, так что Мулан ожидаемо и окончательно превратилась в героический образ китайской независимости и китайского патриотизма. Я тут говорю о конфуцианских идеалах, ну давайте проговорим некоторые из них и, хотя за пару предложений в целом о таком большом и комплексном учение, не расскажешь. Такой цели у меня и не стоит.

-4

В целом вот что нужно знать.

В конфуцианской модели мира, уважения и почтения к старшим, строгое соблюдение вертикальных иерархических отношений – это основа всего вообще, потому что модель семьи в конфуцианстве транслируется на общество и наоборот. Начальник для подчиненных выполняет ту же функцию, что и отец для детей, а император воплощение и персонификация высшей власти, олицетворяет отцовское покровительство над всем Китаем. Сложные устройства общества, система рангов, традиционные патриархальные отношения в Китае, все это вытекает из этих базовых установок.

Вторая вещь, которую нужно понимать это то, что конфуцианство как основная организующая сила китайского общества появилась очень давно и никуда конфуцианство на самом деле никогда не девалась. Конечно, с момента своего появления в 6 веке до нашей эры, конфуцианство претерпевала различные частные изменения и различные трактовки, но суть оставалась неизменной вплоть до 20 века. Пока правительство Мао не начало официально отрицать конфуцианство, но по факту даже в самые суровые моменты коммунистической диктатуры, конфуцианство никуда содержательно не девалась, просто обретая новые имена. Значительная часть идеологической риторики маоийского правительства, содержала в себе те же самые концепции и идеи, что лежали в основе учения Конфуция. Вся эта патриархальность, иерархичность и так далее.

Но в 70-х конфуцианство легитимизируется обратно и до сих пор остается одним из главных столпов китайской культуры, как и полторы тысячи лет до этого и современная реакция китайского сообщества на всю эту историю про мулан, это наглядно демонстрирует.

-5

И кстати возвращаясь к разговору, о диснеевском мультфильме про Мулан, нужно сказать, что там есть еще довольно много деталей, которые все сильнее и сильнее отдаляют этот мультфильм, от традиционных китайских ценностей. Самые главные подобные детали это конечно дракон Му Шу, который имеет больше общего с Джа-Джа Бинкс, чем с мудрым китайским символом священной императорской власти. Ну и конечно не забываем момент, где Сын Неба кланяться главной героини на глазах у огромной толпы. Совершенно невозможная ситуация для китайского сюжета, которая только дополнительно подчеркивает разницу между западным и восточным подходом к этой истории. Что касается восточного взгляда, не надо обманываться, история Мулан и адаптации истории Мулан в китайской культуре всегда носили черты проповеди китайского традиционализма.

Да, было ещё много других историй в культуре Китая, легенд про женщин воительниц, но это тот случай, когда исключения только подтверждают правило. Потому что если бы эти случаи не были чем-то из ряда вон выходящим, про них бы не сделали истории. Вся эта ситуация кажется мне очень полезной, в контексте попыток осмыслить китайскую культуру и то, как работает любая культура вообще. Например, может показаться странным, что в 21 веке спокойно живут идеологические и философские установки, заложенные еще в 6 веке до нашей эры. Но по факту это оказывается достаточно естественным состоянием дел и демонстрирует то насколько слабо на самом деле связаны такие вещи как ментальность и культура, с государственным политическим и экономическим устройством. Конфуцианство отлично жило при многих династиях китайских императоров, включая монгольскую династию, Юань, и маньчжурскую Дзынь, и при Маоистах, и при реформаторе Дэн Сяопине, и прекрасно существует сейчас. Подобное явление позволяет нам говорить об общей истории Китая, в гораздо большей степени, чем нам позволяет это делать, например, тот факт, что все эти события происходили на какой-то одной и той же территории. Другая же мораль заключается в том что, Мулан это прекрасный пример того, насколько на самом деле не очень важна фабула, для зрителей или читателя или кого угодно, да простят меня любители сюжетных произведений и ненавистники спойлеров. Сюжетные арки, основные сюжетные твисты, повороты и точки, все это может совпадать на сто процентов, но при этом произведения будут совершенно принципиально, категорически разными в зависимости от авторского осмысления, от расстановки акцентов и прорабатывания различных деталей. Ну и наконец, давайте не будем забывать, что многое новое, зачастую оказывается просто хорошо забытым старым. Даже если это очередной диснеевский ремейк, прости господи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц