Ровно 100 лет назад, в 1920 году, римско-католическая церковь канонизировала крестьянскую девочку-подростка, которую она же сожгла еще в 1431 году. Это была коротковолосая, одетая в мужскую одежду и вооруженная мечом воинственная Жанна Д’Арк, французская героиня Столетней войны.
Как ни странно, но Жанна Д'Арк, помимо того, что считается одной из святых покровительниц Франции, является также символом реакционного национализма. А за пределами родины она выступает героиней феминизма и андрогинности, особенно в Великобритании и США.
Краткая биография
Жанна Д’Арк родилась в 1412 году в маленькой деревушке на северо-востоке Франции, недалеко от границы земель, контролируемых англичанами. С 13 лет она утверждала, что слышит божественные голоса.
По ее словам, божественные посланники убеждали ее пойти на помощь законному королю Франции: Карлу VII, который на тот момент был лишен права занимать трон.
Жанна убедила Карла, предсказав ему множество великих побед и его коронацию. Так она вместе с французским войском отправляется в Орлеан, захваченный на тот момент англичанами.
Одетая как воин она вместе с выделенной ей поддержкой освободила его, а затем последовали и другие победы с ее участием. Уже через несколько месяцев французские войска разгромили англичан у Патая, и Карл VII был коронован в соборе Реймса в присутствии молодого воина-пророка, предсказавшего это событие.
Но вскоре все обернулось против Жанны Д’Арк. Она и ее армия потерпели несколько военных неудач, и 23 мая 1430 года воительница была схвачена англичанами и помещена в крепость в Руане.
Картина, представленная выше сильно идеализирована. Жанна не носила кольчугу согласно показаниям на суде: Жанна полностью отказалась от женской одежды; с коротко остриженными волосами, она носила рубашку, бриджи, камзол и трусики, соединенные вместе и прикрепленные к дублету, длинные длинные брюки со шнурками на шнуровке. 'Внешний вид, короткая накидка, длинные шпоры, меч, кинжал, нагрудное, копье и другое оружие в стиле рукопашного, с которым она выполняла боевые действия войны, так как утверждала, что выполняла заповеди Бога
Источник: "Суд Жанны Д'Арк, переведенный на английский язык с латинского и французского языков". Автор: У. П. Баррет. 1932г.
С момента, как Жанна Д’Арк была включена в армию Карла, ее английские враги развязали против нее словесную войну. Её обвиняли в том, что на самом деле она послана дьяволом, называли «блудницей», проводившей всё время в окружении солдат. В то время как ее союзники подчеркивали ее чистоту и невинность, которая была задокументирована и английской и французской стороной.
Выдвинутые англичанами обвинения в ее адрес были многочисленные: нарушение божественного закона(ношение мужской одежды и оружия), обман в том, что она послана богом, а также в «божественном преступлении», то есть в ереси. Позже добавились обвинения в колдовстве.
Тюремные условия заключения были очень суровыми. Поскольку Жанна неоднократно пыталась сбежать, ее движения ограничивались длинной цепью. За каждым ее движением велось наблюдение: внутри камеры находилось несколько охранников и несколько снаружи. Поскольку тюремщики хотели ее смерти они издевались над ней. По ее собственным признаниям, находясь в камере в женской одежде, ее пытались изнасиловать, поэтому она самовольно сменила ее на мужскую.
Несмотря на запугивания, издевательства Жанна не призналась ни в одном из предъявленных ей обвинений. Она была признана еретиком и 30 мая 1431 года казнена.
Спустя 20 лет после ее смерти расследование суда над Жанной, назначенное Карлом VII, привело к отмене приговора.
Символ национализма
С начала 19в. Жанна Д’Арк стала героем среди поэтов-националистов. Ее образ стал особенно важным для политической организации «Французское действие», выступавшей за свержение светского правительства, возвращение к монархии и строгому следованию католицизму. Они продвигали праздник Святой Жанны как альтернативу Дню взятия Бастилии и награждали своих сподвижников, избивавших светских ученых, призами, названными в ее честь.
Патриотическая популярность Жанны Д’Арк во Франции резко возросла в годы Первой мировой войны. Республиканцы, изначально с подозрением относившиеся к ее персоне, стали использовать ее образ как символ чистоты и «французского духа», затмивший в итоге образ, созданный националистами.
Жанна Д'Арк и феминистки
За пределами Франции Жанна стала популярной как символ трансгрессивной женской власти. На одном военном плакате американским женщинам предлагалось подражать Жанне и привести свою страну к победе, покупая военные марки.
Тот факт, что Жанна была женщиной, показал, что власть и сила принадлежат не только мужчинам.
В искусстве также укрепился образ Жанны как воина с неоднозначной гендерной принадлежностью. Сесил ДеМилль снял в 1916 году немой фильм о ней «Женщина Жанна». Она также была главной героиней феминистской пьесы Джорджа Бернарда Шоу 1926 года « Святая Жанна» и драмы Бертольда Брехта с пролетарским названием « Святая Жанна Скотного двора».
Ношение мужской одежды в ее время рассматривалось союзниками необходимостью, врагами – неестественным и порочным.
Литературовед Карин Спролес провел исследования согласно которому, представительницы феминизма были вдохновлены историей Жанны Д’Арк. Например, писательница Вита Саквилл-Уэст. Он утверждал, что Саквилл-Уэст, изучавшая биографию Орлеанской девы, истолковала ее образ по-своему, сосредотачиваясь лишь на ее андрогинности. Она видела ее не как религиозного деятеля, а как активную независимую женщину, которая вела жизнь мужчины, не становясь им. Сама писательница носила мужскую одежду, называла себя мужским именем, чтобы состоять в отношениях с другими женщинами.
И совершенно не случайно 30-го мая, в день казни Орлеанской девы, в мире отмечают день феминизма
Вместо заключения
Сама же Жанна Д’Арк считала себя посланницей бога. Она взяла на себя мужскую роль и действовала как мужчина, чтобы восстановить власть французов во Франции.
История Жанны, вероятно, более значима с точки зрения класса, чем пола. То, что крестьянин мог подняться до положения, определяющего судьбу государства, не получив при этом никакого образования, не имея знатного происхождения, пользующийся бесконечным доверием народа, ведущий за собой войска, при любых обстоятельствах по окончанию своей миссии, вероятна ее жизнь была бы обречена.
Поскольку структура власти тех веков была сосредоточена на том, что монарх — божественный представитель на земле, а крестьянин, накопивший такую власть, сплотивший народ к национальности, получающий указания напрямую от бога был большой угрозой для правящего класса.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!