Воскресенье, 18 октября. В 11 часов североморские «пилигримы» на машинах отправляются от велоклуба к месту старта традиционного похода выходного дня.
Заиндевевшие деревья, свежевыпавший снег, замерзшие лужи и небо с просветами обещают красивые виды. Из окна машины над заснеженными сопками сквозь пелену тумана виден идеально круглый белый диск солнца.
Начинаем поход от конца первого озера по пути на озеро Домашнее. От этого места до Домашнего – чуть больше 5 км. Сергей Павлович с Батыром, Гошей и Колей отправляются на место стоянки на берегу реки Средней натягивать навесную переправу. Остальные 12 участников похода, выбравшись из тёплых машин, начинают подниматься по сопке. Сегодня в походе участвуют Лиза, Арианна, Илья, Максим, Антон, Маша и Тимофей с родителями, традиционные организаторы походов – Александр Васильевич и Ольга Михайловна.
С первых метров определяется последовательность участников в строю – в начале группы идёт Александр Васильевич, за ним бегут Илья, Максим и Маша, потом идут родители Маши и Тимофея с Тимой, замыкающей идёт Ольга Михайловна, которой Антон и Арианна наперебой рассказывают новости.
Озера Ната сверху не видно. Пейзаж напоминает лес из советского фильма «Двенадцать месяцев»: заиндевевшие веточки блестят на пробивающемся сквозь туман солнце, любое движение сквозь деревья вызывает маленький снегопад.
Подходим к огромному расколотому камню. Сразу же находится множество желающих на него залезть и скатиться вниз. Первым забирается Илья, потом Максим, потом с папиной помощью залазят Маша и Тимофей. Почти сразу после Маши съезжает Антон, не захотевший оставаться в стороне. Накатавшись и напрыгавшись с камня, идём дальше. Удивительно, но, не смотря на минусовую температуру, воздух совсем не холодный. Видимо, мы попали в тёплый фронт.
После нескольких перевалов через небольшие сопки, принимаем решение сделать привал. Рассаживаемся в удобном месте на вершине, достаем припасы. Пользуясь случаем, поздравляем Антона с прошедшим Днём рождения. На перекусе нас догоняет Владимир Петрович с палками для скандинавской ходьбы, пришедший из Североморска. Сверяем расстояние по навигатору: прошли 2,5 км. Отдохнув, собираем вещи и продолжаем движение. Весной мы ходили здесь на лыжах, но сейчас место можно узнать разве что по характерной скале. Сейчас на ней нет сосулек и снежных наддувов, но деревья так же жмутся к ней.
Незаметно выходим к берегу безымянного озера. Вода на нём замерзла, кое-где, в местах трещин, видны тёмные полосы. Мальчишки проверяют прочность льда, бросая на него ледышки. Он довольно прочный: ледышки разбиваются вдребезги. Но для ходьбы и катания на коньках толщины 1,5 см недостаточно: нужно не менее 8.
Периодически останавливаясь для фотосессий в красивых и необычных местах, продолжаем движение в сторону озера Щук-озеро. Прыгаем по кочкам или камням, пробираемся сквозь кусты, обходим сосны и ели. Александр Васильевич по дороге рассказывает детям и взрослым о встречающихся в этих местах животных и птицах. В зависимости от большей или меньшей концентрации тумана, мы то оказываемся в заснеженном нарнийском лесу, то идем по окрестностям Баскервиль-холла. Перекликаясь, ждем друг друга. Впрочем, потеряться кому-то из нашей компании невозможно: оживленные разговоры слышно за километр. Неожиданно, дорогу мне перебегает пестрый лемминг и тут же прячется под кочкой.
Мы выходим к берегу ещё одного озера. Замечаем его метров за 10, и это же расстояние – предел видимости: серая рябь растворяется в тумане. Из-за окончательно скрывшегося в облаках солнца пейзаж вокруг становится ещё более северным и суровым. Теплый воздух становится прохладным.
Вслед за Александром Васильевичем обходим озеро вдоль берега. Из тумана перед нами вырастает отвесная скала. Обычно юные путешественники со страховкой поднимаются по ней. Можно было бы подняться и сегодня, но из соображений безопасности решаем пройти понизу.
Дети заметно оживляются, когда появляется возможность полазать по каменной гряде. Илья и Антон сразу же начинают соревноваться, кто выше залезет. Маша и Тимофей тоже забираются на камни.
У берега озера нас ждет очередное чудо природы: заиндевевшие иван-чай и редкая разновидность борщевика.
Пройдя по узкой тропинке, начинаем штурм скалы. Цепляясь за ветки и каменные выступы, протягивая друг другу руки, поднимаемся наверх. Мы оглядываемся и не видим ничего, кроме ближайших деревьев: озеро тонет в тумане. Чтобы не мерзнуть на одном месте в ожидании отстающих, решаем подняться ещё выше и попробовать всё-таки увидеть озеро.
По мере продвижения перед нами появляются камни и одиночные или сгруппированные деревья. Особенно привлекает внимание одиноко стоящая на выступе скалы искорёженная ветром прямо-таки тютчевская сосна. По растущим с одной стороны и не растущим с другой веткам не сложно догадаться, где юг, а где – север.
Не смотря на то, что ни озера у подножья хребта, ни Щукозера нам сегодня увидеть так и не удается, у такой погоды, несомненно, есть свои плюсы. Находящиеся в поле видимости деревья и кусты, похожие на разноплановые театральные декорации, представляют собой фактурную натуру для графического рисунка. Графика нам сегодня встречается буквально на каждом шагу: это и огромная сосна со скрученным ветром стволом, и маленькие сосенки и ёлочки, растущие на сопках, и поваленные ветром стволы деревьев на берегу озёр.
Вот становятся слышны смех и разговоры наших товарищей. Их восхождение похоже на путь гномов и хоббита из советского телеспектакля «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно» к Одинокой горе. Не хватает только фонариков.
По замечанию Ольги Михайловны, такой сильный туман встречается впервые за семь лет походов юных путешественников в это место.
Единогласно решаем сделать привал, чтобы набраться сил перед последним участком маршрута. Находим красивое место и достаем припасы. Можно заметить, что общая цель и совместное преодоление трудностей очень сплачивает участников похода. Сначала все чинно шли в колонну по одному по тропинке, но после остановок и привалов начинали всё более и более оживленно переговариваться и смеяться, меняться местами в строю, который нередко рассыпался. Чем дальше мы шли, тем более открытыми и дружными становились: делились перекусами, страховали друг друга на камнях, придерживали ветки и предупреждали о болотистых местах. Вот и сейчас мы по-братски делим продукты. В отличие от гномов из Эребора, стремящихся освободить свое королевство от Смауга, отомстить ему и вернуть свое золото, у каждого из нас своя мотивация: кто-то ждёт водопада, кто-то – костра, кто-то – преодоления пяти километров (хотя по ощущениям мы прошли уже намного больше, сколько – узнаем у водопада); Маша и Тимофей ждут водопада и обещанной переправы. Так что, только вперёд!
Холодает. Мы сворачиваем скатерть-самобранку и берём курс на водопад.
Вслед за Александром Васильевичем ребята бодро прыгают по камням. Илья и Максим рвутся вперёд, к финишу. Всё чаще в начале строя появляются девочки, которым надоело идти сзади. Поняв, что «Осталось чуть-чуть» Александра Васильевича не очень соответствует правде, и уже привыкнув к шуткам в духе «осталось совсем немного, всего 10-15 км», мы послушно обходим болото и пытаемся услышать шум воды.
От нечего делать идущая впереди Маша начинает со мной разговаривать и от общения с новым человеком у нее неожиданно открывается второе дыхание. Она легко прыгает по камням, практически не замечая трудностей пути и не забывая проверять замерзшую или не замерзшую воду между камнями палочкой. Отдохнувший на шее у папы Тимоша тоже бодро прыгает по кочкам.
Наконец, мы слышим сначала грохот работ на карьере, а затем шум воды. Прибавив ходу, выбираемся из небольшого лесочка к крупным камням. Шум воды перерастает в рёв. Неожиданно нам навстречу вылетает Боня. Можно выдохнуть: если есть Боня, значит, есть Сергей Павлович и, значит, мы почти у цели. По обледеневшим камням спускаемся к воде и завороженно смотрим на бурлящий поток.
Поднявшись против течения и посмотрев на место, в котором водопад вытекает из озера, мы спускаемся к месту стоянки. Там нас ждут верёвочная страховка для подъема и спуска и натянутая между двумя соснами переправа, а также костер, у которого можно погреться и высушить перчатки и варежки. После инструктажа Сергея Павловича и демонстрации Ильей прохождения по навесной переправе, по ней по очереди переправляются Арианна, Маша и Тимофей. Основной страховкой Тимофея был папа, что ему, очевидно, очень понравилось.
По словам Ольги Михайловны Липиной, сегодняшний маршрут (10 км) – один из самых больших маршрутов североморских пилигримов. Можно только восхищаться младшими и старшими участниками похода, с лёгкостью преодолевшими его.
Отдыхать у костра очень хорошо, но ясно, что долго задерживаться нельзя: холодный воздух и снег дают о себе знать. Добираться до велоклуба нам предстояло на трёх машинах. Решив не дожидаться, пока нас заберут и заодно согреться, около километра мы идем по туманной дороге и вспоминаем старые добрые времена, когда участники велоклуба «Пилигримы», готовясь к марш-броску Победы каждое воскресенье проходили по 20 км от Североморска до озера Домашнее и обратно. После затяжного подъема нас подбирает папа Маши и Тимы, и мы благополучно возвращаемся в велоклуб, где нас ждут другие участники похода.
Прощаемся мы как лучшие друзья, выражая надежду на скорую встречу в новом походе.