О проблемах будущей пенсии священнослужителей Православной Церкви.
Сегодня клирики и настоятели православных приходов фактически являются самой незащищенной группой трудящихся по найму — их благополучие полностью зависит от начальства.
Церковь отделена от государства, Россия признает себя светским государством. В отношении с Православной Церковью отношения складываются как с юридическим лицом. Однако какие-то меры государство старается применить к священнослужителям, чтобы улучшить их положение. При рассмотрении вопроса об финансовом достатке священников, о том, могут ли священники рассчитывать на пенсию в старости, стоит уделить внимание на тот факт, что не все священнослужители смогут в будущем будут получать пенсию. Каждый священник РПЦ получает зарплату, имеет право на пенсию и медицинскую страховку. У священников, как и у светских людей, есть трудовая книжка, где записана его должность — «настоятель» или «клирик», есть номер в пенсионном фонде и медицинская страховка.
Сегодня много пожилых священников и тех, кто собирается выйти на пенсию. В период до вступления в силу Закона РСФСР от 25 октября 1990 года N 267-1 религиозные организации не имели прав юридического лица[1]. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации издало приказ от 24 ноября 2004 г. N 280 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2004 г. N 6253), содержащий разъяснение о порядке включения в общий трудовой стаж периодов работы священнослужителей в религиозных организациях и участия в совершении религиозных обрядов. В этой связи время работы (служения) в религиозных организациях или участия в религиозных обрядах до вступления в силу вышеупомянутого закона не включалось в трудовой стаж священнослужителей и иных работников религиозных организаций.
Однако, размер пенсии священнослужителя в будущем может быть небольшим. Связано это по многим факторам. В первую очередь с тем, что Епархия, в которой числиться священнослужитель не является по сути работодателем. Запись в трудовой книжке священнослужителя сделать можно. По факту там будет написано, что зачислен клириком на такой-то православный приход Указом Правящего Архиерея или Епископа. Будущая пенсия священнослужителя складывается из отчислений, которые идут в пенсионный фонд.
Как и в обыкновенной организации, доходы также зависят от места нахождения организации тех, кто является потребителями услуг.Церковные финансы — тема достаточно специфическая и закрытая. Первый и главный источник средств у храма — пожертвования, затем прибыль складывается от покупки свечей, совершения треб, освящения машин, квартир, офисов. Доход храма также зависит от достатка прихожан, от количества благотворителей.
Епископ Евгений (Кульберг) указывает также на личность настоятеля как фактор, влияющую не только на финансовую сторону прихода, но и жизнь на приходе в целом. Многое зависит от того, насколько хороший, общительный, иницииативный священник.
Можно согласиться с этим утверждением, так как если настоятель общительный, может найти пути взаимодействия с властью, Администрацией города, удержать на приходе верующих людей, то и финансовая сторона прихода будет лучше. В храмах для пожертвования стоят кружки. Иногда на них написана цель пожертвования –на отопление, на свет, на воскресную школу, на украшение цветами и т.д. В Епархию подается такая же финансовая отчетность, что и в налоговую службу, только с приложением отчета по мероприятиям, проведенным в приходе.
По словам руководителя правового управления Московской Патриархии игуменьи Ксении Чернега, приходская бухгалтерия работает по общим правилам, но отчитывается только перед своим священноначалием и налоговой.[2] Публикация годовых отчетов на приходских сайтах не предусмотрена ни законодательством, ни уставом приходов. Православный приход отличается от обычный организаций тем, что состоит из канонической структуры, которая живет в соответствии с древними традициями. На протяжении всех веков Русская церковь не отчитывалась ни перед кем о том, как использует имущество и пожертвования".[2]Есть иногда случаи, когда православному приходу могут пожертвовать очень большую сумму денег, и тогда приход может подготовить строгую отчетность, вплоть до копейки отчитаться.
В православной церкви есть две модели управления финансами прихода. В дореволюционной России всем распоряжался настоятель. В советское время финансами заведовал исключительно староста, а священник был просто "наемным работником". И только реформы последних десятилетий вернули духовенству полную власть над экономикой прихода. Отчетность может быть доступна только зарегистрированным членам прихода, тем, кто платит приходские взносы. Но чем больше вес мирян в приходских делах, тем больше у настоятеля проблем. При таком подходе настоятель, по сути, становится тем самым "наемным работником", которого приход может лишить зарплаты, если сочтет, что он не выполняет свои обязанности.
Зарплата священников зависит от множества факторов, а нуждающиеся священники не только не получают помощи, но напротив, вынуждены сами платить взносы в епархию. Специфика зарплаты священника в том, что отличается своим источником и формой дохода, от светских организаций. Священники придерживаются в своем служении и руководстуются Священным Писанием. Апостол Павел пишет, что священник питается от алтаря и не должен иметь мирских попечений. Священник же обязан молиться и заниматься вопросами духовной жизни. Т.е. вопросы отчислений, попечение о зарплате сотрудникам не священника, а бухгалтера. Но приходы бывают и большие и маленькие. Бухгалтер должен быть у каждого прихода. Он подсчитывает прибыль, совершает отчисления в налоговую и пенсионный фонд. Однако официальная зарплата священнослужителя, с которой делаются отчисления бывает очень маленькая. По утверждению священника Максима Беляева, она составляет от 4000 тысяч рублей ( по состоянию на 2020 год), которая даже не укладывается в минимальный размер оплаты труда по городу Волгограду [1]. Есть приходы, где официальные зарплаты выше, но все зависит от размера прихода, от того, какие прихожане туда ходят, есть ли у храма спонсоры. Но если приход небольшой, и постоянными прихожанами являются бабушки, то и отчисления и будущая пенсия и зарплата штату, певчим будет очень минимальная.
Доход и размер зарплаты священника складывается также от того, включается ли в официальный заработок храма все те требы, которые совершает священник. Например, по благословению и решения настоятеля, требы, которые совершает священник-освящение машины, крещение, отпевание, обязательно должны фиксироваться в журнале прихода средств. Но может быть так, что настоятель разрешает доходы, полученные от совершения некоторых треб-освящение машины, квартиры, и т. д. оставлять себе. Таким образом, к официальной зарплате прибавляется еще заработанные священником средства. В этом случае и отчислений никаких с этой прибыли не делается.
По факту есть очень бедные приходы, где священники много лет служат в вагончиках, платят зарплату сотрудникам из кружек для пожертвований, которые стоят в храме. Между тем, в России принято считать, что РПЦ является достаточно богатой организацией. Хотя цели, задачи и деятельность всех православных приходов по сути, одинакова: Исполнение треб-освящение квартир, домов, офисов, машин. Таинства венчания, крещения, продажа церковной утвари. Но эта деятельность Церкви не имеет целью извлечение прибыли. Часто требы священник совершает бесплатно. Когда у человека, пришедшего в храм, денег нет.
В 2013 году был принят документ, согласно которому нуждающиеся священники и их семьи будут получать финансовую помощь от епархий, а необходимость и размер помощи будут определять специально созданные комиссии. «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций РПЦ, а также членов их семей»[3]. Положение было принято Архиерейским Собором РПЦ в начале февраля 2013 года. Общий смысл документа сводится к тому, что церковнослужители и члены их семей должны быть социально защищены, а чтобы никто не был обижен, создаются так называемые «епархиальные комиссии по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций РПЦ, а также членах их семей». Однако Попечительские комиссии сформированы не в каждой епархии. Идея сформировать отдельные органы по контролю за финансовой обеспеченностью священников возникла у архиереев из-за того, что положение священников в разных местах очень разное. Если приход бедствует, то в таких случаях комиссия должна докладывать архиерею о сложившейся ситуации. После того, как получен сигнал о бедственном положении прихода, епархиальный архиерей, как правило, поручает городскому или другому более обеспеченному приходу помогать нуждающемуся священнику и его семье. Для перераспределения средств могут создаваться кассы взаимопомощи. Пополняться они могут как за счет благотворительных средств, так и за счет взносов обеспеченных приходов. По решению архиерея деньги из кассы должны выделяться для помощи необеспеченным приходам, семьям священников, небогатым вдовам священнослужителей, а также церковным сотрудникам». Но все это никак не влияет на будущую пенсию священнослужителя. Что будет с заслуженным священником, когда он по возрасту не сможет служить? Священники, которые живут при монастырях. Обеспечиваются до старости и до смерти монастырем. Семейным священникам очень часто приходится служить и после пенсионного возраста, а тяжело болящие уже служить не могут.
Пока священники, которые официально получают зарплату меньше прожиточного минимума, а также не работают по трудовой книжке, в последствии, по достижении пенсионного возраста не могут рассчитывать на достойную пенсию по старости. А это очень большая проблема, при том, что Церковь помогает государству. Взаимодействует с ним по многим социальным проблемам. А профессию священника сегодня можно сравнить с врачом-психолог, врачом –психиатором, семейным психологом, другом, наставником, душевным врачевателем.
Чтобы как –то обеспечить свою старость, либо сам священник может открыт расчетный счет и делать собственные отчисления в течении жизни, а в последствии пользоваться им, но у таких счетов, как и у любых-есть свои недостатки, в частности риски. Либо Епархия должна пожизненно содержать по старости священников, как за выслугу лет. Сегодня не каждая Епархия способна позаботиться о своих священнослужителях. С одной стороны, все православные приходы подотчетны Епархии, с другой-Епархия не несет ответственности за все, происходящее на приходе. У государства пока нет других возможностей помочь Церкви.
[1] Сведения из интервью со священником, настоятелем одного их православного прихода г. Волгограда в 2020 г.,