Найти тему

Адаптация ребенка к детскому саду (из личных наблюдений)

Приходит время в жизни ребенка поступления в детский сад и это первое серьезное испытание в жизни малыша, которое можно считать стрессом. Поэтому задача родителей правильно подготовить кроху к этому событию заранее. Но даже в этом случае практически у всех малышей адаптация проходит по-разному. Дискомфорт и волнения, разлука с мамой, знакомство со сверстниками и воспитателями, новый режим дня...

Хочу поделиться с вами своими личными наблюдениями о процессе адаптации ребенка к детскому саду, как помочь малышу адаптироваться и ускорить привыкание.

Мои выводы основаны на личном опыте - уже несколько месяцев я работаю врачом-педиатром в частном детском саду: утренний прием детей после выхода из карантина и как бонус решение вопросов связанных со здоровьем малышей.

Детский сад небольшой, можно сказать семейного типа, группы по 8-10 человек, развивающие занятия по возрасту, английский язык, логопед, ежедневные прогулки на свежем воздухе вне зависимости от погоды (кроме дождя и сильного ветра конечно). Возраст разный - от 1,5 лет до 5-6.

За это время я не раз наблюдала адаптацию детей разного возраста к детскому саду.

Многое зависит:

  • от родителей, их настроя, готовности отправить свое чадо в детский коллектив, ведь в первые дни и даже недели есть вероятность сложностей, капризов и даже длительного плача;
  • от возраста ребенка, часто это наслаивается на возрастной кризис и тогда адаптация сложнее;
  • самого ребенка, его эмоциональных возможностей, воспитания, восприятия коллектива, воспитателя, режима.

Первое что нужно сделать правильно подготовиться к поступлению в садик малыша - периодически рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, что там очень интересно и чем там занимаются дети, при этом важно заинтересовать ребенка и создать положительный настрой.

Никогда нельзя пугать кроху детским садом - это не шутки, в раннем возрасте подсознание активно формируется и малыш запоминает абсолютно все. При этом важно понимать, что дети воспринимают информацию значительно ярче и острее и в данной ситуации необходимо создать положительные ассоциации.

Чтобы малыш понял, что такое детский сад прочтите с ребенком книжки, которые настроят ребенка на позитивный лад, облегчат адаптацию, научат правильному поведению и общению со сверстникам:

  1. «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации», Ольга Громова.
  2. «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», Карина Овсепян.
  3. «Энциклопедия детского сада», Елена Ульева.
  4. «Детский сад для зверят», Надежда Полякова
  5. «Я иду в детский сад! от 0 до 3 лет», Гатанова, Тунина.
  6. «Лама в садике без мамы», Анна Дьюдни.
  7. «Маленький Белый Кролик идет в детский сад", Флури Мэри-Франс, Буанар Фабьенн.

Чтобы кроху не смущал определенный режим и необходимость его выполнять - постепенно приучайте ребенка к определенному графику, подстраиваясь под график садика.

Обязательно посетите с малышом садик заранее, сходите на экскурсию- ребенок должен своими глазами увидеть, какая обстановка в садике, увидеть как другие дети проводят там время.

-2
Важно донести до ребенка, что садик - это место, в котором ему будет интересно и весело, где его всегда любят и ждут.

Не оставляйте ребенка сразу на целый день - выберите удобный график адаптации - почасовое посещение или на полдня (это конечно опции частного детского сада).

При этом как врач-педиатр считаю, что бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в школу и жить дальше.

При этом важно помнить, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации.

Это и психологическая и физическая адаптация - в его организме тоже многое «перестраивается» к новым условиям существования - кроха переживает, эмоционально и психологически (режим дня, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми микроорганизмами и вирусами, а у каждого ребенка своя уже сформированная микрофлора, поэтому в первые месяцы отмечается частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител. Поэтому нужно правильно выбрать время года, когда ребенка отдать в детский коллектив - не нужно этого делать в сезон повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель), лучше выбрать время с конца весны и летом.

Для этого нужно подготовить иммунную систему крохи к посещению детского сада:

  • постарайтесь расширить круг общения ребенка, поощряйте инициативу малыша в общении с окружающими;
  • учите ребенка играть;
  • приучайте ребенка соблюдать режим;
  • закаливайте малыша;
  • необходимо адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему различных медикаментов.
Родители должны понимать, что привыкание ребенка к новым условиям - это сложный индивидуальный процесс.

Многие детки достаточно быстро принимают новые «условия», но бывают случаи, когда ребенок будет сопротивляться переменам дольше и в основном это проблемы психологического характера, но бывают дети, у которых на фоне внутреннего неприятия новых условий возникают соматические болезни (повышение температуры или термоневроз, покашливание, насморк, боли в животе, рвота) - в медицине это состояние называют психосоматикой.

При этом из личных наблюдений (в летний период) заболевания у новых малышей встречаются редко, но физическая адаптация в виде насморка, однократного повышения температуры, покашливания через несколько дней после начала посещения детского сада отмечалось почти у всех детей, но это короткий промежуток времени (не более недели). В дальнейшем детки ходят в детский сад.

Капризность и истерики - достаточно часто наблюдаются при адаптации малыша к детскому саду. Но при этом важно эмоциональное состояние родителей. Если вы сами негативно относитесь к посещению сада, испытываете чувство вины, что приводите малыша сюда, и не ждете от сада ничего хорошего - ребенок будет чувствовать тоже самое. А позитивные мысли и чувства - будут передаться крохе.

К негативным проявлениям нужно быть готовым. При этом некоторые режимные моменты нельзя затягивать. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой - это часто переходит в длительную истерику.

-3

Твердо и уверенно скажите ребенку, что сейчас вы его оставите и придете за ним после обеда (на прогулке, после сна). Это обещание обязательно нужно выполнять. Можно договориться с малышом о "прощальном ритуале" - немного посидеть, поцеловать, помахать рукой в окошко. Ваш позитивный настрой - очень важный момент для крохи. Иногда дети сами выбирают ритуал, котором нужно следовать - они разные, но с некоторыми можно согласиться, но не затягивайте их по времени. Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о доме.

Некоторые дети именно капризность и плач становятся ритуалом прощания - это психологическое воздействие на родителей (ребенок считает, что если он будет плакать, мама будет волноваться и скорее придет за ним....). После ухода мамы такие дети быстро успокаиваются. В этом случае конечно помогает видео наблюдение, которое часто есть в частном детском саду.

Важно: не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду и не говорите плохо о воспитателях.

Говорите ребенку, как вы рады и гордитесь, что он взрослый и самостоятельный и ходит в детский сад, расскажите об этом родственникам и друзьям, пусть он понимает, как им все гордятся!

Все эти проблемы решаемы, и детки в дальнейшем с удовольствием ходят в детский сад.

-4