Найти в Дзене

Это событие состоялось 50 лет назад

Ровно 50 лет назад, 20 октября 1970 года, состоялся первый пробег СВЛ с реактивной тягой.

20 октября 1970 года состоялся первый пробный побег по заводским путям Калининского вагоностроительного завода первого в СССР и второго в мире самодвижущегося вагона с реактивной тягой. Этому событию предшествовала очень интересная и масштабная по тем временам работа.

В далеком 1968 году Правительством СССР было принято решение о создании высокоскоростного сообщения для перевозки пассажиров между Москвой и Ленинградом по железной дороге со скоростями до 200 км/час. В этих целях на Калининском вагоностроительном заводе были начаты работы по созданию поезда локомотивной тяги «Русская тройка» (РТ-200) и на Рижском вагоностроительном - поезда мотор-вагонной тяги ЭР-200.

Эти поезда должны были отвечать современным на то время требованиям к безопасности движения и комфорту для пассажиров. Достаточно сказать, что для безопасности движения разрабатывались совершенно новые ходовые части (тележки) вагонов и тормоза. В центральном подвешивании тележек были применены диафрагменные пневматические рессоры, тормозное оборудование включало дисковый тормоз и магнитно-рельсовый тормоз для экстренного торможения.

Однако, для отработки этих и других частей высокоскоростных вагонов необходимо было иметь экспериментальный подвижной состав, на котором можно было бы проводить соответствующие исследования. Но такого лабораторного подвижного состава в то время не существовало.

Поэтому Госкомитетом по науке и технике СССР было принято решение создать специальный самодвижущийся вагон-лабораторию, который позволял бы развивать скорость движения до 250 км/час. Разработку технического предложения поручили выполнить Всесоюзному научно-исследовательскому институту вагоностроения (ВНИИВ).

Результатом проработок явилось предложение использовать для самодвижущейся лаборатории реактивную тягу в качестве основного движителя. Таким предложением убивались сразу два «зайца»: в конечном итоге создавался вагон-лаборатория, способный развивать скорость до 250 км/час, и возможность проверить на практике – что же это такое «реактивная тяга на железнодорожном транспорте». Были приложены все усилия, для сокращения расходов на разработку и постройку вагона-лаборатории. Ему было присвоено название: «Скоростной вагон-лаборатория реактивной тяги», сокращенно – СВЛ. О создании СВЛ и его основных конструктивных характеристиках изложу в другой статье.

К середине 1970 года были полностью закончены работы по разработке конструкторской документации, подбору комплектующих изделий и изготовлению основных элементов СВЛ.

Сборка вагона проводилась в Цехе опытных изделий КВЗ общими усилиями вагоностроителей и авиационщиков.

И вот настал день 20 октября 1970 года, когда СВЛ с отлаженным оборудованием, и силовым, и тормозным и вспомогательным, был выставлен на заводские пути на берегу Волги.

В кабине машиниста скопилось необычно большое количество специалистов и руководителей проекта. Прозвучала команда: «Запустить двигатели!». Однако, предварительно надо было затормозить вагон служебным тормозом, так как в противном случае от нарастающей силы тяги двух двигателей вагон не устоял бы на месте. И по команде «Старт!» машинист В.Г. Непряев краном машиниста отпускает тормоза и вагон начинает движение, заметно ускоряясь. А впереди уже видны заводские ворота и надо сбрасывать тягу двигателей и производить торможение. Первые свои сотни метров СВЛ прошел и тем самым открыл путь к дальнейшим исследовательским работам на первом в стране железнодорожном экипаже с реактивной тягой.

В тот памятный для многих людей СВЛ сделал еще несколько таких рейсов и все участники этого события сокрушались от того, что слишком коротки пути на заводе и что пока еще нельзя выйти на магистральные железнодорожные пути.

     На фотографии, сделанной после этого памятного рейса запечатлены практически все его участники (и примкнувшая к ним стрелочница).
На фотографии, сделанной после этого памятного рейса запечатлены практически все его участники (и примкнувшая к ним стрелочница).

Это событие было отражено в прессе, как в центральной, так и в заводской многотиражке. Ниже приведены некоторые из этих сообщений.

Статья из "Калининской правды
Статья из "Калининской правды
Статья из заводской газеты "Вагоностроитель"
Статья из заводской газеты "Вагоностроитель"

Статья из газеты "Социалистическая индустрия"
Статья из газеты "Социалистическая индустрия"
Из газеты "Вечерняя Москва"
Из газеты "Вечерняя Москва"