Найти тему
LUDMI_ST

Железный аргумент: о чем говорят результаты взятых на Камчатке проб

Оглавление
Виновными в сбросе химии могут быть местные предприятия, считают экологи
Виновными в сбросе химии могут быть местные предприятия, считают экологи

Росприроднадзор опубликовал данные проб, взятых в районе Халактырского пляжа в Авачинском заливе на Камчатке. В исследованных материалах обнаружены превышения содержания железа, фенола и фосфат-иона, а также нефтепродуктов. Больше всего из этого списка экспертов насторожил фенол, который считается самым токсичным. Специалисты считают опубликованный список неполным и ждут результатов проб на компонент ракетного топлива гептил, а также анализа биоматериалов погибших морских обитателей.

Замеры хвоста

Росприроднадзор сообщил о результатах проб, взятых в месте гибели морских обитателей на Камчатке. Самые существенные превышения заметны по фосфат-иону (в 10,8 раза в районе реки Кирпичной перед впадением в озеро Халактырское), железу (в 7,2 раза в устье реки Халактырка) и фенолу (в 6,9 раза в реке Халактырка в районе очистных сооружений Камчатской ТЭЦ-2). Превышение содержания этих элементов замечено как в ряде других прилегающих к Авачинскому заливу водных объектов, так и в самом заливе. Что касается нефтепродуктов, их содержание в воде в некоторых точках Авачинской губы превышено в полтора-два раза.

— То, что в пробах нашли превышение нефтепродуктов, железа и фосфатов, — это пустяки. Никакого эффекта эта «мелочевка» дать не могла, — считает руководитель Всероссийского научно-исследовательского института охраны окружающей среды Александр Соловьянов.

Настораживает специалиста только превышение содержания фенола.

— Фенол действительно неприятная штука: он обладает и раздражающим, и токсичным эффектами. Но превышение не очень большое. Только 5 октября было в 6,9 раза. Явно где-то был сброс, но это произошло раньше взятия проб. Сейчас специалисты меряют уже хвост от этого сброса, — пояснил «Известиям» Александр Соловьянов.

Превышение отмечается в заливе, поэтому не похоже, что это была утечка с танкера, как гласит первоначальная версия случившегося, добавил он.

— Больше похоже на то, что где-то на реке, вдоль водотока, был сброс в том числе группы фенолов — сам по себе фенол не образуется, это производственное соединение, — подчеркнул Александр Соловьянов.

При этом у ряда специалистов есть сомнения в том, что превышение содержания фенола могло вызвать гибель морских существ.

— В реке Томь (протекающей мимо Томска) в 70-е годы было превышение фенолов в сотни раз, — вспомнил старший научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и экологии НИИ биологии и биофизики Томского государственного университета, ихтиолог Виктор Попков. — Рыба при этом у нас ни разу массово не погибала. Не исключено, что на Камчатке в воду попали более серьезные вещества, нежели железо, фосфат и фенол.

Где остальное?

«Визуально мы вообще не видим катастрофы»

Губернатор Камчатки Владимир Солодов — о причинах экологического бедствия, реакции на него властей и привлечении научных кадров

Перечень взятых проб слишком ограничен, отметил исполнительный директор открытой экологической платформы «Российские зеленые» Сергей Шахматов.

— Хотелось бы увидеть результаты проб на гептил. Их в опубликованном списке нет, — подчеркнул он.

Напомним, ранее в Сети активно обсуждалась версия с загрязнением акватории Халактырского пляжа компонентом ракетного топлива — гептилом. На эту мысль специалистов натолкнул вид пенящейся воды оранжевого цвета. Однако власти эту информацию опровергли.

— Открытость в публикации результатов проб нельзя не оценить. Отрадно видеть, что ведомства не скрывают промежуточные итоги своей работы. Однако хотелось бы увидеть результаты проб, взятых непосредственно из мертвых организмов. 100 км трупов — что в них? Мы пока не знаем, — задается вопросом международный координатор коалиции «Реки без границ», доктор охраны природы Евгений Симонов.

Козельский полигон хранения ядохимикатов
Козельский полигон хранения ядохимикатов

Что же касается возможных виновников произошедшего, эколог придерживается еще одной известной версии — соседства с полигонами «Козельский» и «Радыгинский».

— Там, где фиксируются большие фосфаты, не видно никаких предприятий. Я не вижу подозреваемых поблизости, кроме злополучного полигона, — добавил он.

Этой же версии придерживается и зампред общественного совета при Росприроднадзоре, председатель организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин — ранее он уже говорил об этом «Известиям».

Напомним, губернатор Камчатского края Владимир Солодов пообещал рекультивировать «Козельский», где хранятся опасные отходы.