Найти тему
TCStories

Снова о борщевике. Но гораздо подробнее.

Так как я в некоторой степени ботаник, не в той, о которой подумали многие, а в той, что я интересуюсь жизнью растений, в том числе и вредных, то тема, которую я сейчас затрону, мне близка.

Но близка она мне не только в чистом ботаническом смысле, а и в прикладном. Потому что растение, о котором я сейчас расскажу очень сильно достало. И, подозреваю, не меня одного.

А называется это гадкое растение борщевик Сосновского «Северянин».

Откуда и зачем он вообще взялся? Как и почему заполонил миллионы гектар земли русской? Что же делать тем, кому не всё равно, что за забором его дачи произрастают в несметных количествах эти поистине гигантские, противные и очень опасные «зонты»?

Как ни удивительно, но история этого растения в нашей стране – это история раздолбайства и некомпетентности, помноженной на торопливость.

Когда закончилась Вторая мировая война и встал вопрос о подъёме сельского хозяйства страны, кто-то из "как бы учёных" доложил в Политбюро, что в Южной Америке есть такое растение, которым кормят скот. Оно достигает гигантских размеров и является сочным и калорийным. Слово - не воробей. Политбюро издаёт директиву о «создании», завезении, выведении и адаптировании к климату нашей страны такого же растения на радость коровушкам СССР.

А борщевик в это время, не зная о директиве, рос себе в высокогорных районах Кавказа и Турции. Сидел себе на высоте двух с лишним тысяч метров и никого не трогал. Он даже не помышлял спускаться с гор, но ему помогли.

Ещё в 40-х годах учёные исследователи флоры Кавказа обнаружили его там, описали и дали название Борщевик Сосновского. Вот выбор и пал на него.

Это позже он стал «Северянин», когда его стали адаптировать к Северо-Восточным и Северным районам страны, а он в свою очередь не только особо не сопротивлялся, а напротив, с удовольствием вгрызался почти в любую почву и давал жирные стебли и листья.

Различные сельскохозяйственные институты страны, включая Прибалтику и дружескую ГДР, наперегонки вели соревнование, кто вперед и больше засеет и получит самый большой урожай с гектара. Борщевик офигел от такого к себе внимания и ухода, сопротивляться не стал, а стал переть ввысь и вширь, приводя в экстаз сельхозработников. Ещё бы: никаких забот, прёт сам по себе, полоть не надо. К тому же его с удовольствием лопали коровы и овцы. Красота!

В начале 50-х за использование борщевика в качестве силоса очень «топил» небезысвестный академик Лысенко. Ну а как "не топить". Урожайность этой культуры превышала все ранее известные в 20 раз. При этом растёт где угодно по 10 см в сутки и почти не требует ухода.

Вот отсюда, пожалуй, и начинается печальная и поныне история борщевика, получившего гордое название «Северянин».

Двадцать лет «Северянину» давали зелёный свет и считали, что найдена вечная панацея для нагула сельских бурёнок, коз и овечек.

Но всё оказалось не так просто. Вдруг выяснилось, что эта штуковина легко распространяется туда, куда её не просят. При этом уничтожает то, что прежде росло на завоёванных территориях.

Ещё хуже то, что молоко дойных коров, которых кормили борщевиком, со временем приобретало неприятный привкус.

А когда домашние животные стали массово приносить потомство с различными генными мутациями, то пришла пора всерьёз призадуматься.

Вот эти причины и стали предметом для прекращения разведения борщевика. К тому же участились травмы на производстве. От соприкосновения с растением люди получали ожоги и временами весьма серьёзные.

Но главное всё же – это невкусное молоко и двухголовые и телята с лишними или недостающими ногами.

-2

В России сорт борщевика Сосновского «Северянин» был признан «утратившим хозяйственную полезность» только в 2012 году. Например, в Прибалтике это произошло ещё в конце 80-х годов прошлого века.

В конце 2015 года борщевик был признан вредным и опасным, а в 2019-м за разведение борщевика были введены штрафы. Хотя и дураку ясно, что никто его не разводит, а прёт он сам.

Наверно, всё это, особенно штрафы, хорошо, но только слишком ПОЗДНО. Борщевик уже распространился повсеместно, и вывести его без трудоемких и дорогих мер, принимаемых на уровне ГОСУДАРСТВА, уже невозможно. Но об этом чуть позже.

А для начала об особенностях этого чудо-растения:

- борщевик может цвести и плодоносить много раз за сезон;

- он вырастает даже из кусочка оставленного в земле корня. А если корень разрубить, допустим, на десять частей, то вскоре будет десять борщевичков;

- даже у скошенного борщевика семена могут вызреть до конца самостоятельно. По этой причине недостаточно выдрать с корнем растение и бросить его увядать: само растение-то увянет, а вот его семечки рано или поздно доспеют, упадут в землю — и вот вам еще несколько сотен новых борщевичков;

- ему совершенно не обязательны насекомые для оплодотворения. Он вполне может самоопылиться.

- одно растение борщевичка дает около 15 000 — 20 000 семян, но отдельные экземпляры дают до 100 000 семян. При этом большинство семян начинают прорастать еще под снегом;

- семена способны распространяться на большие расстояния при помощи ветра, животных и человека. Основная масса семян прорастает в первый год. Но те, что не проросли сразу, могут превратиться в растения и через два, три, пять, а то и 12 лет;

- заморозки и засуха борщевику не страшны;

- после того, как вызреют семечки, борщевик погибает. Но если по каким-то неблагоприятным условиям этого не случилось, то растение может ждать своего часа 10-12 лет. Потом зацвести, размножиться и только после этого сдохнуть;

- борщевик легко и без всяких усилий вытесняет другие виды растений. У него огромная плотность прорастания семян. Растения, проросшие первыми, забирают львиную долю солнечного света и высасывают всю воду из почвы, и это не дает прорасти другим растениям, но нисколько не мешает прорастанию других семян самого борщевика;

- семенах борщевика за зиму сгнивают, а весной все эфирные масла, которые в них содержались попадают в почву и не дают расти ничему живому вокруг нового побега самого борщевика. Сплошная неуязвимость в жизни.

-3

Вспоминается Урфин Джюс и его волшебный порошок, которым он оживлял своих деревянных солдат.

Я уже упоминал о том, что борщевик не только вреден, но и опасен.

Сок борщевика способен вызывать серьезные повреждения кожи, требующие длительного лечения и не всегда проходящие бесследно. Несколько лет назад мой сосед по даче получил сильнейшие ожоги ног, когда не подумав пошёл косить борщевик в шортах. При этом сначала не было никаких ощущений. Человек пришёл после работы, принял душ. Казалось всё смыто. Но не тут-то было. Сок проник внутрь кожи и реакция пошла, а ночью пришлось экстренно везти его в больницу, где он провёл неделю.

Сосед до сих пор боится борщевика как огня. И, когда в прошлом и в этом году мы с ним ходили на вырубки, одевался в «скафандр», как космонавт.

Слышал о случаях, когда детишки использовали в своих играх полые стебли борщевика, как подзорные трубы и в результате оказывались полностью или частично слепы.

Так же ничего хорошего не стоит ожидать от попадания испарений сока в дыхательные пути. Можно запросто задохнуться от отёка дыхательных путей.

Но как же бороться с этой заразой?

Скашивание, подрезание корней, обрезка соцветий и даже выжигание не приносят никакого или, точнее ощутимого эффекта.

Борщевик прорастает через ВСЁ. А в случае с выжиганием семена сохраняются под слоем пепла и прекрасно себя чувствуют до следующего года, когда и прорастут.

К тому же у этого милого растения корень достигает двух метров вглубь и имеет множество почек.

Что же делать? Неужели всё пропало?

Всё же есть способы, которые позволяют отвоёвывать у борщевика землю.

Это замещающие растения, такие, например, как топинамбур, который ко всему прочему можно употреблять в пищу и который обладает массой полезных свойств.

-4

Использование гербицидов. Правда не все из них воздействуют на семена борщевика.

Многократное дискование корневой системы и немедленный посев замещающей культуры.

На небольших участках накрытие всего участка непрозрачной плотной плёнкой и обязательное её утяжеление.

Использование в комплексе всех этих методов может дать положительный эффект, но только если рядом с участком, в пределах примерно полукилометра хотя бы, нет других зарослей борщевика. Если есть, то борьба с этим удивительным растением может продолжаться вечно.

На мой взгляд, существует ещё один эффективный метод борьбы с этой напастью. Правда для этого нужна реальная заинтересованность государства, о чём я писал выше и в чём имеются определённые сомнения.

Необходимо повсеместно открыть пункты приёма борщевика у населения за деньги. Не знаю за какие. Может быть, 100-200 рублей за мешок. Может меньше, может чуть больше. И эффективная борьба с этими монстрами будет налажена, а население будет всегда при деле. По крайней мере летом. Повырубают всё. Ведь таким образом всегда можно будет заработать на буханку хлеба.

А если ещё на местах вырубки стимулировать высадку того же топинамбура….

А что вы думаете по этому вопросу? Пишите. Комментируйте. Может быть хоть в этом вопросе хоть что-то сдвинется с мёртвой точки?