Материал из книги: Ян Гил "Свет прозревшего человека".
Представь себе, что ты идёшь по пустыне один. Долго идёшь… и кроме палящего солнца и песка, нет вокруг ничего. Твоя жизнь будет зависеть только от количества воды в твоём бурдюке. А желание выжить, будет сводиться к тому, чтобы заставлять себя только передвигать ноги. Даже если ты будешь кричать изо всех сил – тебя никто не услышит, и никто не поможет тебе... Только Бог.
С каждым человеком Всевышний говорит так, словно нет вокруг никого… ни единой души во всём мире… и словно, у него нет других дел, как заниматься одним отдельным человеком. Он говорит на том языке, который человеку хорошо знаком; и произносит такие слова, которые ему можно понять.
Правда голос Всевышнего редко звучит в сознании явно. Человек просто начинает понимать, что передал ему Бог и какова Его воля. Только у одних, это случается при каждой молитве, а у других, почему то… нет; и сколько бы ни молился человек, он не ощущает, ровным счётом, ничего. Отсюда и неуверенность и сомнения, которые порой одолевают его… всё ли правильно в том, что он делает?
Но, оставим философию истинного вероисповедания… Ведь не секрет, что такое может происходить, как с христианином, так и мусульманином или иудеем, которые вроде бы делают всё правильно, и как подобает их вера, только при этом, не ощущается ничего из того, что можно назвать… действенная молитва.
Значит, дело вовсе не в том, что произносит человек… и с помощью каких текстов и ритуалов звучит молитва. Бывают такие практики, когда в молитве, как в медитации, слова вообще не произносятся, но это никак не меняет её сути. Бог хорошо слышит человека, даже если тот немой от рождения. Но, если молитва исходит от самого сердца – это как раз именно то, что нужно…
Любые слова, лишь способствуют подобающему настроению, и помогают войти в состояние молитвы. Это тоже важно… но красноречия, как такового, в молитвах не требуется. Ведь обо всём том, что волнует человека, Богу известно задолго до того, как он в своей молитве начинает говорить об этом. Гораздо большее значение имеет то, о чём он молчит, и о чём не в состоянии признаться даже самому себе – это его внутренний посыл и духовные силы.
Очень важно то, с каким чувством совершается молитва. Ведь это не просто общение между равными, когда разговор может идти легко и непринуждённо. Молитва – это диалог… ничтожно малого с бесконечно Великим. Для человека очень важно ощущать то, насколько жалок и немощен он перед Всевышним. Даже царь всегда предстаёт перед Богом, как беззащитное дитя, которое не может прожить ни единого дня без заботы и опеки.
Если есть гордыня или некое чувство высокомерия и превосходства над другими людьми, то всё это, как обувь для улицы, нужно снять и оставить далеко за порогом. К молитве человек подходит с трепетом, достоянным раба. И если человек ощущает это, он готов слушать Бога, и повиноваться Ему.
Любой негатив: нервозность, раздражительность или озлобленность также плохо совместим с молитвой. Даже тщательно скрываемое, в духовной среде это остаётся на самом виду, и несёт с собой не только внутренний дискомфорт, но и недостаток восприятия. Поэтому, предварительно, лучше постараться правильно себя настроить и успокоиться. Неважно, как и сколько это будет по времени, но подготовка себя к молитве, является не менее значимой, чем сама молитва.
Среди множества действенных обращений к Богу есть то, что называется умной или сердечной молитвой. В ней любые слова, или даже звуки, произносить совершенно не обязательно. Молитва будет исходить даже не от того, что думает человек, а что находится в его сердце. Именно этот человеческий орган, в такой молитве, играет самую важную роль. Возле него, словно зарождается и разгорается, набирая силу, благодатный огонь... и его, постепенно, начинаешь реально ощущать в своём теле.
Скоро сердце, словно печь, наполняется жаром, и нужно, всё время, подстёгивать себя, не давая огню угаснуть; держать себя в постоянном напряжении, как будто собираясь сказать или прокричать что-то очень важное, самое сокровенное. И все обдуманные тобою слова, вдруг, как бы замирают на кончике языка, и вот-вот сорвутся… Но, не проронив ни звука, ты мысленно обращаешь своё стремление к Богу, чтобы все невысказанные тобою слова и чувства, вместе с энергией твоего сердца, приобрели для него определенную суть.
В это время по спине и затылку, как бы пробегают «мурашки», и словно мысли, собираются в верхней части головы, возле темени, и уходят, куда-то вверх, к Небесам. От этого кажется, что волосы начинают шевелиться и подниматься на голове, а по телу как бы растекается некая приятная истома и благодать.
Так продолжается на протяжении всей молитвы, и большинство ощущений действительно реальны. Со временем, чем больше практикуешь, тем они становятся всё сильнее, и подобные чувства могут начинаться практически мгновенно, достаточно лишь… подумать о Боге.
Разумеется, у каждого человека своя физиология и психология, и от того ощущения могут быть самыми различными. Но, по сути, это всего лишь реакция тела, и даже если внутри не возникает ничего из вышеописанного, это не значит, что молитва не состоялась. Организм человека может никак не реагировать на неё, но собственная душа обязательно даст знать и подскажет, что именно в этот момент как раз и происходит общение с Богом.
Но, в то же время, важно не переусердствовать, доводя свой организм до эйфорического состояния. Сердечная молитва есть большая нагрузка на весь организм, и в религиозной литературе часто встречаются предостережения от чрезмерной и неосмысленной её практики, которая, по описанным свидетельствам, иногда сводила с ума.
Однако, если не применяются психотропные средства, что недопустимо ни при каких обстоятельствах, то человек в силах сам остановиться, и выбрать для себя безопасную её частоту и продолжительность. Для сердечной молитвы достаточно и пяти минут, но не потраченных впустую, в некоем спокойном забвении, а в действительно активном напряжении.
Как для любого атлета в его физических упражнениях, необходимо всегда знать меру. Опасно новичку сразу поднимать огромную штангу, а для накачки его мышц лучше подходят несложные, но регулярные упражнения. Поэтому, приучать себя к такой молитве нужно постепенно, и больше внимания уделять не продолжительности её, а качеству.
Важно не отвлекаться, чтобы мысли не блуждали сами по себе; останавливать их свободный полёт и возвращать свои стремления к Богу. В процессе молитвы, нередко приходится себя даже заставлять, как бы с силой отрывая себя от всего материального… в пользу духовного. Но непривыкший организм ещё долго будет сопротивляться, отвлекаться, стремиться куда-то идти и что-то делать… словно непослушный и неугомонный ученик. Тогда душа сама, словно за ухо, возвращает человека на место, как бы призывая его к надлежащему послушанию. Когда такое происходит, это значит, что в нём постепенно создаётся необходимое для молитвы внутреннее правило.
Для начала, и когда ещё не сформировалась привычка, молиться нужно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не создавали дополнительных неудобств. Но молчание сохранять – совсем не обязательно. Иногда, о самом важном и самом сокровенном, не стоит стесняться говорить Всевышнему вслух. Это всегда только подчеркивает значимость всего переживаемого.
Если, по какой-то причине, бывает сложно к молитве правильно себя настроить, не отвлекаясь на посторонние мысли и дела, то в этом случае, наверно, следует немного помочь себе в этом… вслух читая текст любой подходящей молитвы. Главное, слова не должны звучать автоматически и неосознанно… а чувствоваться и переживаться душой.
Молясь сердцем, совершенно не обязательно делать какие-то лишние движения, или принимать какие-то необычные позы – всё должно быть совершенно естественно. Единственное правило, что при общении с Богом не следует позволять себе лежать или сидеть. Исключения бывают только при вынужденном недомогании, или когда это невозможно физически. Кроме того, желательно, глаза не закрывать, чтобы случайно не потерять ориентацию в пространстве, и не упасть.
Сердечная молитва – это действо достаточно личное, и проводить её лучше в одиночестве. Но, поскольку это редко когда удаётся, то, с опытом, подойдёт любое место. Не только в специальных для вероисповедания местах, но и дома, даже в метро или на автобусной остановке, везде можно остановиться для молитвы, если подошло намеченное время. Даже если молитва происходит среди людей, никто из посторонних, обычно, не обращает внимания на человека, который не делает никаких странных движений, а просто тихо стоит на одном месте.
Вместе с тем, очень помогает определённое… намоленное место. Там, где живёшь или поводишь большую часть времени, всегда есть тихий уголок, где особенно приятно находиться самому. Это может быть потому, что рядом размещены фотографии близких или друзей… память о которых волнует сердце; а может быть, какое-либо произведение искусства или особенно изящные предметы или просто растущие декоративные цветы. Это духовное место и личный уголок всегда обустраивается так, как нравится только собственной душе, и как раз там… лучше всего и проводить свои молитвы.
Конечно, коллективные богослужения имеют свой смысл, в соответствии с той верой, которую человек исповедает. Если молитвенное место, не только то, в котором привык молиться сам, а где это до тебя, долгое время, делали другие – разница весьма ощутима. Даже заброшенный, полуразрушенный Храм веками сохраняет свою духовную силу; а тем более в стенах действующего Храма, где звучит живая речь священнослужителей, и есть возможность естественного духовного общения между верующими людьми.
Приучать себя к молитве не так просто, и потому на первых парах бывает достаточно двух-трёх раз, наиболее удобного времени в день. Его можно определить для себя самостоятельно, в соответствии с привычным графиком жизни, и обязательно выполнять в намеченное время, что бы ни случилось. Важна не продолжительность молитвы, а её качество. Сам момент отрыва от материального в пользу духовного является самым главным в молитве, и может быть равнозначным многим часам в ней проведенных.
Кроме того, современные виды связи позволяют установить на подходящее время будильник, и помогают чётко знать, когда подходит время молитвы. Со временем, только собственная душа будет напоминать о времени предстоящей молитвы… и просить, а порой и твёрдо настаивать, о её начале. Она сама будет регулировать для себя её частоту и продолжительность, и только если сама того пожелает, спустя время, всё будет доведено до своего нормального ритма, когда молитвы проходят 5 раз в день с продолжительностью от 5 до 15 или 20 минут.
Лучше всего для этого использовать «чаки» – равные промежутки времени, например: через каждые 3 часа, если молитва проходит 5 раз в день; или через каждые 6 часов, если молишься 3 раза; или через 12, если это 2 раза; или просто в намеченный час. Позже станет понятно, как определённый и размеренный порядок влияет на качество молитвы. Время можно выбирать произвольно, как наиболее удобное для себя.
Но вместе с тем, не стоит чрезмерно заставлять или принуждать себя, выполняя молитву через силу. Если по каким-либо причинам, в душе ощущается протест, то этим капризам души следует подчиняться и предстоящую молитву перенести на другое время или даже отменить.
Не нужно забывать, что главное в процессе молитвы – это собственная душа. Когда она этого хочет, то потребность в молитве может неожиданно случиться в любое время… и такая молитва даже намного сильнее. Но вместе с тем, размеренный порядок всё же необходим, и в любом религиозном учении, чётко соблюдается время, когда совершается обязательная молитва. Это не только даёт возможность заранее настроиться и подготовиться к ней, но и способствует главному молитвенному правилу – постоянству.
Верующему человеку с опытом обязательно приходит внутренний призыв к богослужению, который будет всегда напоминать о подошедшем времени, и о важности этого действа. У некоторых народов даже война прекращалась на время молитвы… и даже враг всегда уважал их за эту особенность. Значит, для этих людей нет на Земле ничего более важного, чем эта святая обязанность. Пусть весь мир подождёт! Они будут молиться даже среди огня…
Человек сам в состоянии построить свой Храм, и как улитка носить его с собой… если этот Храм у него в сердце. Сложней всего, бывает заложить первый камень, ведь на него будет ровняться всё остальное. От того как и в каком виде, ты начнёшь свою духовную жизнь, так и будешь продолжать. Каждая молитва, это не то, что уходит безвозвратно, но ощутимо накапливается с каждым днём и каждым годом, это своего рода кирпич в стены собственного Храма.
Как всё духовное, Храм сердца не имеет явных очертаний, и то, как на самом деле он выглядит известно только собственной душе… и, конечно, Богу. Он обязательно должен быть не столько красивый, как устойчивый и крепкий, потому что незачем выставлять его напоказ. Сердечный Храм виден в человеке только тогда, когда он мало говорит об этом, и не пытается повесить рекламный плакат на его фасад. Что, как не поступки всегда истинно говорят за себя? Для того, кто доверяет духовности, это важнее любых… даже очень красивых слов.
Настоящий Храм сердца это не только ежедневные молитвы, а намного больше… Когда он действительно работает, духовное присутствует в жизни, как некое неотступное правило… и святая обязанность. Милость нищему, помощь слабому – это то, что всегда рядом, и нуждается в регулярном внимании, даже если не просит об этом. Чем больше и сильнее внутренний Храм, тем шире круг его деяний.
Это должно происходить не ради получения какой-то благодарности со стороны, и люди вполне могут забыть сказать: «Спасибо», особенно когда это безадресная благотворительность направленная сразу для многих людей. Она может выглядеть, просто как поставленная скамейка в парке, или высаженные, каким-то не очень богатым человеком на уличной клумбе цветы. Всё, что делается бескорыстно, можно совершенно точно отнести к полноценной работе… собственного Храма.
Но, как любая служба… служба Богу имеет значение только тогда, когда случается, не как-то вдруг, а делается постоянно. Необходимо создать в себе все условия, чтобы такое состояние души стало неизменным, и впиталось в кровь. Служить – это значит терпеть... и служба Всевышнему также складывается не из одного показного и парадного дня, а из многих невзрачных и будничных дней, где каждый прожитый день похож на другой.
Никому из людей не дано знать и предвидеть побуждения Бога, и никому не дано быть полностью уверенным в нужном для себя эффекте на проводимые молитвы. Но, став на путь веры, человек обязательно ощущает в себе перемены. Незаметно, но жизнь приобретает несколько большее качество, которого не было раньше. Даже без собственного участия, многое в жизни, как-то само собой, приходит в норму. Постепенно многое переосмысливается и переоценивается, и душу греет сознание, что ты нужен Богу.