Найти тему

Супер-звезда индийского кино 40- 50-х годов прошлого века - Ашок Кумар

Оглавление
Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Ашок Кумар – настоящее имя Кумудлал Гангули (13 октября 1911 – 10 декабря 2001), также известный в киноиндустрии Болливуда под ласковым прозвищем Дадамони (драгоценный старший брат). Индийский киноактёр, продюсер, родной старший брат известного певца Болливуда Кишора Кумара. Лауреат высшей кинематографической награды Индии – премии имени Дадасахеба Пхалке (удостоен в 1988г.), а также премии Падмы Бхушан (1999 г.) – третьей по величине почётной государственной награды. Лауреат Национальной кинопремии и нескольких наград Filmfare. Один из лучших актёров Индии всех времён, с одинаковым размахом и эффективностью игравший роли как положительных, так и отрицательных персонажей, как главные роли, так и второстепенные.

Ашок в фильме Achhut Kanya/Неприкосновенная дева или Неприкасаемая (1936)
Ашок в фильме Achhut Kanya/Неприкосновенная дева или Неприкасаемая (1936)

Любители индийского кино могут помнить его по замечательным образам второстепенных характерных персонажей в фильмах 70-80-х годов. И далеко не все знают, что в середине прошлого века в Болливуде он был главной звездой. По славе и любви к нему зрителей в 40-е – начале 50-х ему просто не было равных среди других актёров.

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

А ведь изначально Кумудлал хотел не играть в фильмах, а снимать их. Он начинал в качестве помощника знаменитого оператора - Йозефа Виршинга на студии «Бомбей Токис», той самой, что основали Девика Рани и Химаншу Рай в сотрудничестве с выдающимися немецкими специалистами в области кино. Когда во время съёмок фильма Jeevan Naiya в 1936 Девика Рани сбежала с исполнителем главной роли Наджм-уль-Хасаном, но потом одумавшись вернулась, последнего уволили. Нужен был новый ведущий актёр. И в его качестве Химаншу Рай выбрал Кумудлала, переименовав его в Ашока. Франц Остен – режиссёр фильма, пытался возражать, ведь юноша был не достаточно хорош собой по его мнению для исполнения главных ролей. Но Химаншу больше не хотел видеть ярких красавчиков рядом со своей женой Девикой. И так судьба создала обстоятельства, изменившие жизнь Ашока раз и навсегда.

Кадр из фильма Jeevan Naiya 1936 - Ашок Кумар и Девика Рани
Кадр из фильма Jeevan Naiya 1936 - Ашок Кумар и Девика Рани

На протяжении 30-х годов Ашок снимался в фильмах в паре с Девикой, которая затмевала юного напарника обаянием, харизмой и опытом. Ашок просто не мог выбраться из тени славы более известной актрисы. Да и мастерства ему поначалу явно не хватало. Он выглядел милым, но неловким на экране. С 1939 по 1941 годы он снимался в паре с ещё одной более опытной, известной и старшей во возрасту актрисой чем он – Лилой Читнис. Их совместные три фильма были очень успешны. Но роли Ашока всё ещё не были ведущими, не давали возможности раскрыться его многогранному таланту.

Ашок  с Лилой Читнис - открытка с кадром из их фильма
Ашок с Лилой Читнис - открытка с кадром из их фильма

Прорыв в его карьере наступил в 1943 году, когда на экраны вышел Kismet/ "Судьба" режиссёра Гьяна Мукхерджи производства всё того же «Бомбей Токис». Здесь у Ашока была не просто главная, но центральная, сюжетообразующая да ещё к тому же двойная роль. Он сыграл неудачливого вора Шекхара и его брата Мадана. Шекхар был преступником-рецидивистом, уже трижды отсидевшим в тюрьме. Он знакомится с выступающей в театре певицей Рани (Мумтаз Шанти), страдающей от хромоты. Юноша влюбляется в несчастную девушку и пытается ей помочь вылечиться. При этом единственным доступным для него способом достать деньги по-быстрому является кража со взлом. В процессе осуществления кражи ему снова не везёт, его застают на месте преступления. При этом владельцем имущества оказывается его собственный давно утраченный родной отец.

Ашок Кумар в Kismet
Ашок Кумар в Kismet

Кстати, считается, что именно Kismet впервые ввёл в индийское кино стереотип «давно потерянных и найденных детей», а также формулу "бедолаги-преступника с золотым сердцем", которые настолько полюбились зрителям, что стали регулярно эксплуатироваться на протяжении многих десятилетий.

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Шекхар также считается первым образом анти-героя в индийском кино. Хотя на самом деле это скорее был всё-таки герой, но с некоторыми "оттенками серого", как это нынче принято называть. Этот парень был не только вором, но увлекался азартными играми, любил риск, не чуждался обмана и много курил. Критики категорически возражали против такого морально неправильного образа главного героя. Кроме того у героини Рани была младшая сестра, которая по сюжету беременела не будучи замужем. Поэтому на фильм навесили ярлык, как «не приносящий пользу обществу в целом».

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Тем не менее, Kismet был не просто очень успешным, это был первый блокбастер в истории индийского кино. За все 40-е никакой другой фильм не смог побить его кассовый рекорд – более крора (около 60 крор в пересчёте на современные деньги). Для того времени (шла Вторая Мировая война и в некоторых штатах Индии люди вообще голодали) сумма была просто колоссальная. Kismet стал самым успешным фильмом за всю карьеру Ашока Кумара и мгновенно сделал его актёром номер 1 в индустрии Болливуда, настоящей супер-звездой.

-9

В одном из Кинотеатров Калькутты этот фильм не сходил с экрана в течении 187 недель подряд. Это был рекорд, который сохранялся на протяжении более 3-х десятков лет. Популярность Ашока Кумара была невероятно велика и казалось росла всё больше с каждым днём . Он редко выходил на улицу, потому что где бы его не увидели, к нему тут же со всех сторон кидались люди. И через пару минут актёр оказывался внутри огромной толпы, которая перекрывала движение и устраивала транспортный коллапс. Приходилось вызывать полицию для разгона толпы фантов и восстановления порядка.

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Однако после смерти Химаншу Рая и огромного успеха Kismet внутри «Бомбей Токис» произошёл раскол. Девика Рани хотела, чтобы киностудия работала также как и раньше, но Ашок Кумар, ставший главной звездой студии, ведущий режиссёр Гьян Мукхерджи и продюсер Сашадхар Мукхерджи хотели реализовывать новые идеи. В результате эти трое покинули «Бомбей Токис» и сновали собственную киностудию «Филмистан», успешно снимавшую фильмы во второй половине 40-х годов. Однако после того как Девика Рани в середине 40-х оставила кино, судьба «Бомбей Токис» повисла на волоске. И Ашок Кумар вернулся в студию, когда-то создавшую его как актёра, чтобы спасти её своими финансовыми вливаниями и работой.

 Ашок Кумар и Насим Бану. Кадр из фильма Chal Chal Re Naujawan 1944 производства студии "Филмистан"
Ашок Кумар и Насим Бану. Кадр из фильма Chal Chal Re Naujawan 1944 производства студии "Филмистан"

При его активном участии и поддержке были выпущено несколько новых качественных фильмов, а также открыты несколько новых талантов, которые прославились в следующем десятилетии В Болливуде. Речь идёт об актёрах Деве Ананде, Дилипе Кумаре, Радже Капуре, Мадхубале и певице Лате Мангешкар. Но славные дни «Бомбей Токис» миновали, и помощь Ашока лишь отсрочила неизбежный финансовый крах. Киностудию пришлось закрыть в начале 50-х.

Постер к фильму Ziddi /Упрямый 1948, продюсером которого выступал Ашок Кумар. В этом фильме дебютировал Дев Ананд
Постер к фильму Ziddi /Упрямый 1948, продюсером которого выступал Ашок Кумар. В этом фильме дебютировал Дев Ананд

Сам же Ашок Кумар всё ещё был в зените славы. Он снимался во многих успешных как в коммерческом отношении, так и по мнению критиков фильмах, которые навсегда вошли в историю индийского кино. Особенно выдающимися были его роли в первой готической фантазии на индийском экране – Mahal/ Особняк (1949) и криминальном боевике с элементами романтики Sangram/ Борьба (1950). Несмотря на то, что Дилип Кумар, Дев Ананд и Радж Капур всё более завоёвывали экраны, Ашок Кумар успешно с ними конкурировал в первой половине 50-х. А играя с ними в ряде совместных фильмов, сумел доказать, что превосходит молодёжь опытом и мастерством. Однако к концу 50-х он всё чаще стал соглашаться на роли второго плана. Ведь ему было уже далеко за 40.

Ашок Кумар и Наргис в фильме BEWAFA/Душа 1952
Ашок Кумар и Наргис в фильме BEWAFA/Душа 1952

Но за какую бы роль не брался Ашок, он всегда играл её блестяще и делал своё появление на экране запоминающимся. Режиссёры это понимали и всегда старались расширить экранное время его персонажей. Его стиль игры был естественным и ярким одновременно. Он очень выделялся над на фоне общепринятой в коммерческом Болливуде вплоть до второго десятилетия 21-го века гипертрофированной театрализованной игры с преувеличенным изображением эмоций. До конца своих дней он отстаивал позицию о том, что актёр на экране должен говорить и действовать «как в жизни», быть реалистичным.

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Ашок Кумар снимался в кино до глубокой старости, сыграв последнюю роль в возрасте за 85 лет. Он умер 10 декабря 2001 года от сердечной недостаточности в своей резиденции в Чимбуре. Но великий Дадамони навсегда останется источником вдохновения для всех последующих поколений актёров Болливуда.

(с) Падмини (Анна Воронова)

Фото: https://yandex.ru/images
Фото: https://yandex.ru/images

Ашок Кумар в блестящей роли романтического антигероя в Sangram/Борьба