Жак де Лален (ок. 1421 - 3.VII.1453), бургундский рыцарь, прославившийся как величайший турнирный боец своего времени, прозванный «Добрым Рыцарем без страха и сомнения» (Bon Chevalier sans peur et sans doubte), очень любил поединки на топорах.
В его биографии Le Livre Des Faits De Jacques Lalaing, написанной Жоржем Шетеленом мы находим подробные описания падармов и турниров, а также правила, по которым они проходили - от организации и формы приглашения бойцов до того, какие подарки они получали за победы и участие в боях.
Прожив недолгую, но очень яркую жизнь, де Лален запомнился как страстный поединщик и любитель турниров. Более всего добрый рыцарь любил поединки на топорах. Однако вопрос о том, почему именно это оружие он избрал своим фаворитом и почему так выделялся среди других рыцарей своего времени, требует отдельного пояснения.
По удивительному стечению обстоятельств, до нас дошел написанный при бургундском дворе в годы юности жизни самого де Лалена и его патрона, герцога Филиппа доброго трактат именно об искусстве боя топором. Как сообщает Archives historiques et litteraires du Nord de la France et de Midi de la Belgique Vol. 3, с. 186, в 1440 году Филипп Добрый заплатил 12 ливров некоему мастеру Амброзию из Милана за длительное обучение фехтованию. Мастер прожил при дворе герцога шесть лет и вполне вероятно, являлся если не создателем, то вдохновителем этого труда.
Трактат, именуемый Le Jeu de la Hache (MS Francias 1996, В данный момент находится в Bibliothèque nationale de France в Париже.), то есть «Игры с топором», содержит в себе обширное наставление о бое с топором (этим словом обозначали любое древковое оружие, способное наносить не только удары, но и уколы - навершие "топора" могло состоять из молотов, "клювов", лезвий разной конфигурации).
Вполне могло случиться, что де Лален был если не прямым учеников Амброзия, то был так или иначе затронут его традицией и наставлениями, что повлияло на его турнирную карьеру.
Здесь начинается книга об играх с топором, помогающих стать ловким и умелым в обращении с сим оружием.
Мы принимаем за истину то наблюдение, что все люди, благородные и не благородные, по своей природе стремятся избежать смерти и желают долгой жизни в этом смертном мире, а после ищут вечной жизни в Райском Царстве. И дабы достичь и обрести эти естественные перечисленные желания, я прихожу к выводу, что каждый человек и разумное существо должен содержать себя в хорошем состоянии и облечь себя в духовную броню добрых деяний, дабы защитить себя от дьявольских козней и искушений, оберегая и сохраняя свою душу от вечной гибели.
Дабы добиться этого, следует облачиться в доспехи материальные и обеспечить себя добрым оружием, таким как топор, легкое копье, кинжал, большой и малый меч, дабы защитить себя и сопротивляться врагам материальным. И для того, пусть каждый человек, благородный телом и отвагой, естественно жаждет упражнений, делающих его ловким в добродетелях и почтенных делах, а прежде всего в благородном искусстве защиты, которое мы назовем Игрой с топором, из которой вытекают и развиваются некоторые из других, перечисленных выше. Кроме того, названные Игры с топором честны и полезны для защиты тела как благородного, так и не благородного. Исходя из всех выше названных причин, я применил свое умение для написания некоторых доктрин и инструкций касательно названной Игры с топором в следующей манере.
Первейшее, как один из чемпионов, вызванных на ристалище, будь то для боя до смерти или по иным правилам, будь ты вызвавшим или вызванным превыше всего ты должен чувствовать в своей душе, что имеешь верную и справедливую причину для этого.
Покидая свой шатер, ты должен быть хорошо защищен и вооружен своим топором и другим подходящим оружием. Вверяя себя Богу, сделай крестное знамение и смело ступай, с отвагой на лице, смотря на другой конец поля в поисках своего противника. И смотря на него, придавай себе отваги и смелости дабы биться честно. И помни о тех наставлениях, что содержатся в этих строках, которые последуют далее.
Первое противодействие, которое описывает трактат, выглядит следующим образом:
Здесь начинается наука и практика благородного искусства обращения с топором, и способы поединка.
Когда оппонент наносит тебе удар, правша против правши, держи перекрестье топора перед собой, ступи левой ногой вперед, принимая удар на хвост своего топора и - в тот момент направь его вниз, сбрасывая топор противника на землю. Из этого положения, продолжая движение другой ногой, ты можешь нанести укол хвостом топора, в левую руку или в лицо, как тебе будет угодно, либо нанести удар в голову.
Далее описывается развитие этого приема и вариации на него, а в целом трактат состоит из 70 различных действий и противодействий, описывающих огромное разнообразие техник и тактик.
Полностью переведенный трактат Игры с топором опубликован в журнале Историческое оружиеведение и доступен по этой ссылке: Le jeu de la hache – бургундский трактат о поединках
Благодарю за внимание, остерегайтесь топора!