Этой публикацией начинаю цикл "железнодорожных" зарисовок, написанных в 2017 году. Часть 1-я.
А начать своё неспешное повествование мне бы хотелось с вокзалов. И, боюсь, про все-все-все увиденные вокзалы в рамках одной главы рассказать не удастся, так что продолжение воспоследует. Итак,
Про вокзалы
Не побоюсь похвастаться, но в детстве я был самым путешествующим ребёнком среди большинства моих друзей и знакомых сверстников. Свою первую дальнюю поездку в тогдашний Свердловск я совершил в возрасте 3-х лет (разумеется, не самостоятельно). С тех пор поездки стали регулярными, и всякий раз по возвращению домой я неизменно собирал вокруг себя приличную аудиторию, чтобы поделиться впечатлениями, показать сувениры, а то и угостить привезёнными издалека вкусняшками. Несмотря на то, что перемещение в пространстве в те далёкие 70-е стоило совсем недорого, многие ребята из моего окружения путешествовали очень эпизодически, а некоторые и вовсе впервые выехали дальше областного центра уже только когда сами стали зарабатывать деньги. Кого-то родители отправляли летом в лагерь, кого-то в деревню к старикам, кто-то пахал на грядке в саду – всё зависело от родителей. Мне в этом смысле очень повезло – моя семья любила путешествовать. Так что у бабушек-дедушек я провёл лето всего раза два за всё детство, а из пионерского лагеря (совершенно скучного) меня забрали домой через пару недель во избежание побега.
Но это всё присказка, начало, увертюра. Необходимое вступление, так сказать. Возвращаясь к теме разговора, скажу, что до 1983 года в моём городе не было аэропорта (а в 2001 году его снова не стало – но это уже другая история), поэтому чаще всего мы брали билет на поезд. Время тогда было неспешное, отпуска давали на 4 недели (а не на 2-3, как сейчас), поэтому мы тихонько ехали себе. Чаще всего на юг. Чаще всего через Пермь и Москву. Нет, и на самолётах, бывало, летали, но крайне редко и не по причине срочности даже, а по причине отсутствия тех самых билетов на поезд. Как я уже говорил, поездки были недорогими – так, билет до Москвы стоил от 15 (плацкарт в пассажирском поезде) до 21 рубля (купе в фирменном скором поезде «Кама»), народ активно мотался по стране, и дефицит билетов на поезд был вполне себе обычным делом (как, впрочем, и на многое другое). Разумеется, ни в 70-е, ни в 80-е, ни в 90-е годы не было никакого Интернет-бронирования, поэтому просто садились в троллейбус и ехали покупать билеты на городской вокзал. Вот сюда.
Именно с описания увиденных мной вокзалов я и начну свой рассказ. Построенный в 1966 году, неказистый, но такой родной, в лучшие свои годы вокзал станции Березники принимал 6-7 поездов дальнего следования и с десяток электричек. И это, замечу, на суровой и тупиковой северной ветке. К тому же до 1996 года не существовало короткой автомобильной дороги до областной Перми, поэтому даже в губернский город большая часть пассажиров ездила на поездах (летом до Перми можно было добраться и по реке на «Метеоре», но эта поездка обходилась в два раза дороже). Вокзал в Березниках очень невыразителен, разделен на кассовый зал и зал ожидания с буфетом, в крыльях здания находились административные помещения, пост милиции, прокуренные вонючие и темные туалеты, а также ресторан.
Где-то в середине 2000-х здание вокзала слегка подшаманили, но затем случилось страшное – на примыкающей к станции шахте произошло несколько провалов, поглотивших значительный отрезок железнодорожной магистрали. Не спасло строительство объездного пути – катаклизмы продолжались несколько лет подряд, в результате движение пассажирских составов по станции было прекращено. На фото 2010 года – новая объездная ветка.
Несколько лет на вокзале по инерции ещё продавали билеты, но в 2013 году здание закрыли окончательно. С тех пор некоторая движуха наблюдается здесь лишь раз в год, когда в мае приезжает ретро-паровоз «Лебедянка».
В этот день сюда водят детей на экскурсии. Для многих детсадовцев наличие в городе настоящего вокзала является большим откровением и они задают взрослым вопросы типа «Если есть вокзал, то где поезда?».
А поезд теперь ходит по объездной ветке, из соседнего Соликамска в Екатеринбург и не каждый день. И если раньше на пути поезда была крупная станция Березники, то теперь сразу станция Яйва – это большой посёлок городского типа в 38 километрах от Березников. Там тоже есть вокзальчик! Вот он.
Открытие объездной ветки (декабрь 2009 года) проходило с помпой – из Москвы прилетал сам тогдашний глава РЖД Якунин, поэтому всю инфраструктуру в Яйве и Березниках максимально подновили. Если интересно, скажу, что автор этих строк принимал непосредственное участие в открытии движения по новой ветке – после некоторого ожидания в Яйве мы тогда сели в гламурную министерскую электричку с коврами на полу, дёрнули по 100 грамм коньяка, чтобы согреться в лютый мороз, и покатили по новому «бархатному» ходу (длинный сварной рельс без стыков) в Березники, где ждал оркестр, красная ленточка и вот это всё. Вот так выглядит тот самый объезд.
А о том, что на станцию Березники когда-то прибывали пассажирские составы, свидетельствует лишь памятный знак, установленный в 1979 году к 100-летию открытия движения.
Ну, а теперь давайте уже поедем отсюда нафиг. Страна-то большая, маршрутов за плечами много. Но фотки будут только цифровые (в эпоху плёночной фотографии было стрёмно фотографировать на железной дороге, и в одной из следующих глав я объясню, почему). И знаете что – во время своих путешествий уже в цифровую эру я не переставал удивляться тому, насколько разными могут быть вокзалы в этой огромной стране. От допотопных деревянных сараев, помнящих ещё царское время, до пафосного новодела.
Вокзал станции Кез, Удмуртия (фото 2010 года).
Вокзал станции Урень (фото 2010 года). Новодел из 2000-х.
Вокзал станции Красноярск (фото 2008 года). Построен в 2004-м. Внутри ещё более пафосный, чем снаружи.
Ещё один, примерно тех же лет постройки. Ижевск, Удмуртия (фото 2014 года).
Вокзал станции Омск (фото 2008 года).
Встречались и вокзалы-двойники. Например, тюменский. Мне показалось, что он однотипный с вокзалами Нижнего Новгорода и Пензы. Кстати, о Пензе – я проезжал мимо этого города дважды, и оба раза ночью, когда о фотосъёмке речь уже не шла. Но там была совсем другая речь – только в Пензе я слышал дубляж сообщений вокзального информатора на английском языке! А вы говорите, провинция!
Но подождите, есть ещё удивительные места!
На вокзале станции Красный Узел, что под Саранском, вас очень дёшево и вкусно накормят, дадут минералки, а если пожелаете, то и отличной мордовской водочки.
В 2014 году вот эти две сочных натуральных котлетки с картошечкой там, у мордовских бабок, стоили всего 100 рублей! А водка всего 300! Я тогда очень хорошо покушал, уснул сном младенца, храпел на весь вагон и пять человек не могли меня разбудить.
В Красном Узле вам скрасят дорогу увлекательным чтивом…
…и укутают в тёплую шаль, даже если на улице тепло.
Впрочем, на Транссибе есть такая станция под названием Барабинск. Не знаю, как сейчас, но летом 2008 года там стоял дух копчёной и вяленой рыбы самых разных видов и размеров. Увы, заснять ассортимент у меня не хватило ума. Зато я сфоткал сам вокзал Барабинска. И знаете, почему? Потому что вокзал совершенно выделяется своими размерами, в то время как сам Барабинск вполне себе наполовину деревянный непримечательный райцентр (по крайней мере, таковым он выглядит из окна вагона).
Кстати, у Барабинска есть близнец – станция Лиски (бывшая Георгиу-Деж) в Воронежской области. Огромный железнодорожный узел в маленьком заштатном городке. Честно говоря, я был несколько обескуражен масштабами тамошней инфраструктуры, несоразмерной с окружающим ландшафтом.
Что ещё удивляло? А вот, например, станция Сухиничи в Калужской области. Проезжая мимо в 2010 году, я поразился «Детскому миру» на перроне. В городке существует фабрика мягкой игрушки, и весь город промышляет тем, что продаёт игрушечных зверушек транзитным пассажирам. Натурально весь перрон был устелен продукцией фабрики, а по платформам туда-сюда сновали обвешанные игрушками предприимчивые граждане (довольно нервные и подчас настойчиво протестующие против фотосъёмки).
Подобная картина (но в гораздо меньших масштабах) наблюдается и в Кирове, где на перроне также торговали игрушками. Вся эта «пушнина» на батарейках потом всю дорогу горланила в вагонах.
Про Киров можно добавить пару слов. В том смысле, что если ехать в сторону Москвы, то примерно отсюда начинается едва ли не самый бедный регион на северном ходу Транссиба. Сам Киров, хотя и является областным центром, из окна вагона таковым совершенно не выглядит (собственно, как ещё должен выглядеть город, в котором нет и полумиллиона жителей?). Хотя вокзал тут довольно приличных размеров – но, вероятнее всего, это дань трафику.
А вот дальше на запад, особенно после Котельнича (в котором, кстати, 15 лет назад отгрохали большой новодельный вокзал), начинаются такие унылые места, по сравнению с которыми даже мои провинциальные дебри выглядят как Лас-Вегас. Все эти Шарьи, Свечи, Мантурово, Антропово с их унылыми брежневскими вокзальчиками, да ещё в ненастную погоду, мне всегда хотелось поскорее напиться водки и развидеть это, но именно в тех местах неспешные пассажирские поезда останавливались чуть не у каждого столба. И, надо заметить, на другом участке – от Котельнича до Нижнего Новгорода – за окном примерно такая же серая безнадёга. К счастью, в большинстве случаев по той ветке мы проезжали глубокой ночью.
Поэтому сейчас мы с вами перенесёмся поскорее отсюда в солнечные и тёплые края. Например, на/в Украину. Хотите гарячiх пирiжков?
Их продают на станции Воскресенск в Николаевской области. Без перерви и выхiдних.
Вокзалы Одесской области. Снимал из окна.
Как-то так получилось, что из всех виденных мной украинских вокзалов, в разных ракурсах запечатлён лишь одесский (четырежды проезжал мимо Киева, но всякий раз глубокой ночью, поэтому Киева здесь не будет).
Уничтоженный в годы войны, он был отстроен заново в 1954-м.
Внутри он выглядит чуть скромнее, чем снаружи. И, как оказалось, он совсем небольшой.
Я не случайно затронул тему украинских вокзалов, ибо значительная часть их была построена ещё при Австро-венгерской империи и уцелела до наших дней. Старые украинские вокзалы по своей сути – особый архитектурно-исторический пласт. Из всех увиденных там вокзалов больше остальных мне понравился харьковский. Менее всего мне хотелось отстать от поезда в Жмеринке, где с наступлением темноты на перрон вываливается целая армия бомжей весьма замшелого вида. Не знаю, как сейчас, а в 2010 году на многих станциях Украины ночью было очень темно, и это придавало облику старинных и безлюдных тамошних ночных вокзалов довольно зловещий облик.
А завершить первую главу «железнодорожного» цикла мне бы хотелось вокзалом станции Тоннельная, встречающем счастливых отпускников, предвкушающих безмятежный отдых в Анапе. Как будто с советской родиной встретился, с её Ильчом и вечно вонючим уличным туалетом-загончиком. Это 2014 год.
В следующей главе я расскажу вам про главный пермский вокзал. Оставайтесь на перроне!